Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста

Шарова Екатерина Сергеевна

 

В нашей стране особое внимание одаренности стали уделять в конце 80-х годов ХХ века. А сейчас одаренных детей становится все больше. Проведенные в разных странах исследования убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Однако любознательность и творче­ский потенциал у одаренных детей могут перерасти в нарушения норм поведения. Таких учеников можно встретить уже в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Екатерина Сергеевна Савельева, учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия 171», г. Санкт-Петербург

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста

В нашей стране особое внимание одаренности стали уделять в конце 80-х годов ХХ века. А сейчас одаренных детей становится все больше. Проведенные в разных странах исследования убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Однако любознательность и творческий потенциал у одаренных детей могут перерасти в нарушения норм поведения. Таких учеников можно встретить уже в начальной школе.

Проблемы одаренности представлены в исследованиях О.Г. Ридецкой, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, Б.М. Теплова,  Н.С. Лейтес, А.И. Савенкова, В.Н. Мясищева, Дж. Рензулли, Ч. Спирмена, Л. Терстоун и многих других ученых.

Как показывает практика, одаренные дети не всегда бывают отличниками или просто хорошими учениками. К примеру, учитель Альберта Эйнштейна считал, что его витание в облаках и равнодушие ко всему подрывает авторитет класса. А многие из великих людей не имели хорошего образования или были самоучками: Айседора Дункан никогда не посещала уроков танцев и произвела революцию в искусстве, Эдит Пиаф до 21 года не умела читать и не знала нотной грамоты, а стала лучшей исполнительницей шансона в Европе. Также в истории наблюдаются случаи, когда люди долгое время не подразумевают о своем даре: П.И. Чайковский сначала учился в Училище правоведения, М.П. Мусоргский закончил кадетский корпус – и в юности они не собирались стать композиторами.

Выявление одаренных детей и социально-педагогическая работа с ними является актуальной проблемой современного образования, т.к. не каждый ребенок способен без поддержки реализовать свои способности. Поддержать одаренного ребенка могут, в первую очередь, семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребенка, а школы – поддержать ребенка и развить его способности. Именно поэтому такая работа в школе должна осуществляться уже с младшего школьного возраста.

Определений одаренности дано множество. Многие исследователи (В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и др.)  придерживаются следующих определений:

  • одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
  • одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Отмечено, что при характеристике одаренности часто используются следующие понятия:

  • интеллект – способностью решать задачи на основе имеющихся знаний;
  • обучаемость – система приобретения знаний;
  • задатки – анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей;
  • способности – индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения деятельности;
  • творчество – создание нечто нового;
  • креативность – процесс преобразования знаний (с ним связано воображение, фантазии, порождение гипотез);
  • талант – выдающиеся способности, проявляющиеся в творческих видах деятельности, высокой степени одаренности, реализованной личностью в определенной области;
  • гениальность – высший уровень развития способностей.

При этом способность, одаренность, талантливость и гениальность являются уровнями развития способностей.

Классификаций одаренности и одаренных детей тоже много:

  • одаренность является реактивной (склонность к практической деятельности), либо спонтанной (склонность к теоретической деятельности);
  • по степени сформированности, одаренность может быть актуальной (уже достигнутые показатели развития) и потенциальной (имеется потенциал для высоких достижений, но его развитие может сдерживаться семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);
  • по форме проявления одаренность подразделяется на явную (отчетливо обнаруживает себя в деятельности ребенка) и скрытую (она не замечается окружающими, из-за этого возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности);
  • также есть классификация одаренности по видам деятельности – спорт, изобразительная деятельность, музыка и т.д.;
  • многие исследователи классифицируют одаренность и более общего плана – интеллектуальная, академическая, социальная, духовная и т.д.;
  • педагогическая же практика различает три категории одаренных детей – с высокими показателями по уровню общей одаренности, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности и хорошо обучающиеся в школе.

Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что одаренные дети подвержены особому риску:

  • ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников, на основе чего у него возникают особые интересы, в результате чего он может оказаться в изоляции от своей группы;
  • одаренные дети усваивают для себя чрезвычайно высокие стандарты и ощущают свое несоответствие этим стандартам;
  • у особо эмоциональных одаренных детей самооценка нестабильна – от очень высокой в одних случаях до ситуаций, когда ребенок считает, что он ничего не может и не умеет;
  • высокий уровень притязаний не всегда адекватно соотносится с ожиданиями одаренного ребенка и его окружения, появляется «синдром бывшего вундеркинда»;
  • важной особенностью одаренного ребенка является внутренний локус контроля (то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности), а  эта черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины и иногда – к депрессивным состояниям;
  • на основе вышесказанного у одаренных детей нередко развивается негативное самовосприятие, что перерастает в трудности общения со сверстниками;
  • однако, характерной особенностью одаренных детей, которая помогает им справиться с трудностями, является присущее им чувство юмора.

Если говорить о концепциях одаренности, то наиболее популярная – концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

  1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  2. креативности (научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу);
  3. настойчивости (в ходе исследований доказано, что, будучи сформированной в детстве, иерархия мотивов мало подвержена изменениям).

Существует также «Рабочая концепция одаренности», разработанная Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадриковым и другими российскими исследователями. Наиболее интересными идеями концепции, на наш взгляд, являются следующие:

  • об одаренности ребенка следует судить в единстве двух категорий: «могу» (инструментальный аспект – способы деятельности ребенка) и «хочу» (мотивационный аспект – отношение ребенка к действительности и к своей деятельности);
  • существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» (до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий) и «одаренные дети встречаются крайне редко».

Важно уделить внимание условиям, необходимым для развития одаренности ребенка. Согласно О.Г. Ридецкой, таковыми выступают следующие положения:

  • ребенок должен иметь хорошие задатки;
  • одаренность формирует окружающая среда (т.е. при правильном подходе будет зависеть, в какой степени смогут развиться задатки и потенциал ребенка);
  • способности приобретаются в результате обучения и только в обучении;
  • психологи утверждают, что формирование таланта завершается к 13 годам.

Было выявлено, что одаренность индивидуальна, и вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Ускорение сокращает число лет, проводимых в школе. Обогащение включает расширение кругозора и самопознание, развитие инструментария получения знаний.

Как было указано в актуальности рассматриваемой проблемы, любознательность и творческий потенциал могут вылиться у одаренных детей в нарушения норм поведения. Поэтому педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию. С дошкольного возраста такого ребенка следует приобщать к творческому труду. Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.

Как считают Васильковы, педагогу следует проанализировать свое отношение к одаренному ребенку и только потом выбирать путь взаимопонимания с ним. Специалист помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организует консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями.

В ходе исследования была проведена диагностическая работа с учащимися 3 класса гимназии с целью выявления детей с признаками одаренности для последующей психолого-педагогической характеристики таких детей и разработки на этой основе алгоритма социально-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Был реализован комплекс диагностических методов и методик, позволяющих оценить различные аспекты, касающиеся феномена детской одаренности – это социометрическое исследование, наблюдение в урочной и внеурочной деятельности за учащимися, беседы с педагогами, анализ документов, анкетирование учащихся (направленное на изучение школьной мотивации, социализированности, самооценки, склонностей, творческого мышления), экспертная оценка детей их родителями:

  1. социометрическое исследование (исследование уровня взаимоотношений в классном коллективе с позиции дружеских и деловых отношений);
  2. наблюдение (изучение особенностей поведения учащихся в учебной и внеучебной деятельности);
  3. беседа (получение информации об особенностях работы различных специалистов, выяснение ситуации с одаренными учащимися в гимназии);
  4. анализ документов (получение дополнительных сведений об учащихся);
  5. методика для изучения мотивационной сферы младшего школьника – Н.Г.Лусканова (изучение учебной мотивации младших школьников);
  6. методика изучения социализированности учащегося – М.И. Рожков (выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся);
  7. методика  самооценки для обучающихся «Как я вижу себя» – А.И. Савенков (определение самооценки детей в различных сферах деятельности, выявление их интересов);
  8. тест дивергентного (творческого) мышления – Вильямс (определение степени беглости, гибкости, оригинальности, разработанности мышления и богатства словарного запаса детей);
  9. методика «Палитра интересов» – А.И. Савенков (выявление сфер склонностей ребенка);
  10. методика для определения уровня сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка – А.И. Савенков (экспертная оценка уровня сформированности у ребенка любознательности, сверхчувствительности к проблемам, способности к прогнозированию, словарного запаса, способности к оценке, изобретательности, способности рассуждать и мыслить логически, целеустремленности, перфекционизма);
  11. методика для определения уровня проявления способностей ребенка – А.Н. Сизанов (экспертная оценка уровня проявления способностей ребенка);
  12. методика «Шкалы поведенческих характеристик одаренных школьников» – Дж. Рензулли, модификация Л.В. Поповой (экспертная оценка познавательных, мотивационных, лидерских и творческих характеристик у ребенка).

На данный момент не была произведена обработка результатов, затрагивающая личность конкретных диагностируемых учащихся. Пока что имеются следующие данные общего плана.

Большая часть учащихся имеет хорошую школьную мотивацию, негативной мотивации в классном коллективе не выявлено, несмотря на то, что у некоторых детей имеются проблемы с успеваемостью. Средний бал по успеваемости в классе – 4,5, отличник в классе один. Наиболее трудно некоторым учащимся даются русский язык и математика, о чем свидетельствует наименьший средний балл, а также – большее число отметок «3» по этим предметам. Не все умеют быть школьниками (например, страдает внимание). Социометрические коэффициенты по дружеским и деловым взаимоотношениям высокие, однако половая дифференциация развита слабо, по критерию дружбы один ребенок является изолированным. У большинства детей высокий уровень по критериям нравственной воспитанности и социальной адаптированности. В классе есть дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей.

В учебной деятельности степень активности на уроке (желание отвечать на вопросы учителя) среди учащихся невысокая, а степень включенности в учебную деятельность (произвольное внимание и т.п.) имеет «средний» показатель. На переменах высокую активность во взаимодействии с другими детьми показывает большинство мальчиков класса, а среднюю – большинство девочек. При этом большая часть девочек предпочитает беседу и спокойную игру, а для большинства мальчиков предпочтительнее подвижная игра. На переменах большинство детей ведут себя спокойно, однако у многих мальчиков наблюдался возбужденный настрой. Есть обидчивые, конфликтные, с узким кругом общения дети.

Интересы детей, в основном, направлены на саморазвитие, познание нового, занятие творческой деятельностью, углубление в школьные предметы, также именно у мальчиков выявлен повышенный интерес к компьютеру и конструктору. Наиболее интересными сферами для мальчиков являются физкультура и спорт, а также – математика и техника, а у девочек – природа и естествознание. Все учащиеся включены в какую-либо досуговую деятельность по интересам. Из кружков и секций, предлагаемых школой, большей популярностью у детей пользуются шахматы и ИЗО, а также – групповые занятия со школьным психологом.

Большинство полученных результатов по исследованию дивергентного мышления попадает под среднестатистический показатель нормы. Наиболее развитым творческое мышление у одной из учениц,  а низкий показатель имеют пятеро детей, при этом компонентов дивергентного мышления развиты неравномерно. По беглости мышления все показали высокие результаты, т.е. каждый учащийся способен работать быстро и продуктивно. По гибкости у большинства среднее значение, что характеризует детей способными к выдвижению различных идей, смене своих позиций. По оригинальности и разработанности мышления многие дети получили невысокие результаты – сложность и нестандартность в художественной деятельности развита слабо. Наиболее проблемным моментом оказалась работа с названиями – у детей стабильно низкий результат, то есть им трудно дается искусное и остроумное использование языковых средств и словарного запаса.

В гимназии ведется активная воспитательная деятельность, т.к. к каждому классу, помимо классного руководителя, прикреплен воспитатель. Но по мнению психолога, развитие способных детей по большей части происходит непосредственно образовательной деятельностью. Для наиболее способных могут создаваться индивидуальные маршруты обучения, но сейчас таких детей в школе нет. Какая-либо серьезная работа, охватывающая проблему одаренности, в гимназии не ведется. В основном, она ограничивается диагностикой. Раньше в гимназии был городской отбор, а теперь принимают всех желающих – в связи с этим одаренных детей в гимназии стало намного меньше. Что касается родителей, то с ними ведется активная работа, многие родители заинтересованы во взаимодействии со школой. Классный руководитель отмечает одного наиболее способного ребенка. Однако специалисты не отслеживает количество одаренных детей, обучающихся в гимназии. Но в целом, способных детей, которые прилежно учатся и участвуют во всех предлагаемых олимпиадах, много. Например, в математическом конкурсе «Кенгуру» из рассматриваемых учащихся участвовали практически все. Большую часть призовых мест заняли исследуемые нами дети, однако 4 не набрали ни единого балла.

Экспертная оценка показала, что 47 % опрошенных родителей считают своих детей способными, 5% – одаренными, 0% – ярко одаренными и 5% – с высоким творческим потенциалом. Однако, это всего лишь мнение родителей, и это предполагает, что они могут не видеть способностей своих детей в полном объеме, либо же наоборот, переоценивают их возможности.

Поскольку детский коллектив продолжает формироваться, это нельзя оставлять без внимания: педагогам необходимо выяснять причины тех или иных трудностей в общении у детей и помогать им их преодолевать, важна и работа психолога (углубленная диагностика, тренинговые занятия на сплочение), как на уроках, так и во внеурочное время стоит использовать коллективные формы работы, также важно одобрять какие-либо результаты деятельности каждого из детей для повышения их уверенности в собственных силах.

Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении – это сложный процесс, требующий от специалистов личностного роста, обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также – тесного сотрудничества с психологами, педагогами, администрацией и родителями. В дальнейшем планируется проанализировать данные относительно каждого ребенка и разработан алгоритм социально-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения (с учетом выявленных особенностей учащихся и деятельности гимназии).

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя./ Л. С. Выготский. –  М.: Просвещение, 1991.
  2. Кулемзина, А. В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей. / А. В. Кулемзина // Педагогика. – 2003. – N 6. – С. 27 – 32.
  3. Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности. / Лосева, А. А. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.
  4. Монина, Г. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. [Текст] / Г. Монина, М. Рузина – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  5. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
  6. Савенков, А. И. Одаренные дети в школе и дома. /  А. И. Савенков.– М., 2000.
  7. http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti А. И. Савенков  "Одаренные дети в детском саду и школе".