В диалоге развивается способность мыслить.

Темерханова Асемгуль Есмхановна

Содержание современного образования в школе ежегодно претерпевает изменения.  Наиболее существенным и важным изменением на данный момент является внедрение  семи моделей Программы  в содержание образования. Использование универсальных учебных действий разных видов, может стать основой для получения высоких результатов образования. Достичь этих результатов  можно только отказом от приоритета репродуктивного обучения. Обучение должно построено как процесс “открытия” каждым школьником конкретного знания, где ученик становится равноправным участником учебного процесса.

После прохождения уровневой Программы наша задача – изменить процесс обучения, дать обучающимся больше самостоятельности, чтобы каждый из них чувствовал себя равноправным участником учебного процесса.

Применение новых подходов в преподавании и обучении направлено  на улучшение, потому что применение нового заинтересовывает тех, кто находится рядом. Когда определённые формы и методы работы на уроках не меняются, то у ребёнка с каждым днём всё больше и больше пропадает желание учиться. А применение новых подходов в обучении, заставляет учителя задуматься над своими уроками, над результатами учеников. Я уверена, что этот модуль направлен на повышение мотивации учеников, потому что дети всегда любят, когда учитель им даёт учебный материал в различных формах. Поэтому, применение новых подходов оказывает положительное воздействие на весь учебный процесс. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» включает в себя раздел «Обучение тому, как учиться». Ключевая идея раздела заключается в утверждении: информация передаётся, но знание и понимание формируются у самого учащегося, и учитель должен оказывать помощь в этом процессе [1, с.62].

В этом процессе учитель помогает учащемуся: 
- понимать требования, предъявляемые образовательной задачей; 
- изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы; 
- разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи; 
- выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения конкретной задачи. 
Для реализации этих четырёх позиций обучающимся требуется научиться обучению[2,с.148]. 
Пересмотрев свою практику я поняла, что преподавать по-старому, нет смысла, нужно идти дальше, менять, прежде всего, свою деятельность на уроке, а затем измениться деятельность учащихся на уроке.

На уроках я использую разные формы работы: парную, индивидуальную, групповую.  Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение. На своих уроках включаю такие задания: докажите, что…,  составьте алгоритм, придумайте продолжение сказки, рассказа, составьте свои вопросы другой группе или товарищ. Учащиеся активно включаются в работу, им нравиться проверять друг друга, дополнять, придумывать.

По утверждению Александера, беседа не является односторонним процессом общения, а, наоборот, — взаимным процессом, в котором общение проходит в двух направлениях и на этой основе продвигает обучение ученика вперед. В диалоге ученики, а также учителя являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата. [1 с. 145] . В беседах с учениками для активизации мыслительной деятельности и развития мышления необходимо выстраивать логические цепочки,  что помогает большему усвоению устного материала и развивает разговорную речь. Например: на одном из уроков по теме «Знаете ли вы кто такой «настоящий друг»?»  Перед началом работы с текстом задается вопрос: «Кого вы можете назвать настоящим другом?». Ученики высказывают свое мнение: человек, который всегда рядом, поддержит тебя в беде и в радости, не обманет  т. д. Затем следует вопрос: «На чем основывается дружба?». Ученики выдвигают различные идеи, составляют правила настоящей дружбы. Когда все высказывают свои предположения, составляется единое понимание и знание. Все ученики тесно взаимодействуют между собой в группе, общаются, ищут общие пути решения. Таким образом, задавая наводящие вопросы, удается добиться от учащихся успешного выполнения задания. Учитель помогает ученикам понять ценность совместной работы.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества/ [2].

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять себя, сделать первые шаги к самостоятельности, к раскрытию своих возможностей и способностей  – к этому необходимо стремиться в меру своих сил и способностей каждому учителю. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

 

 

Список использованной литературы: 
[1] Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 
[2] Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

[3]Абасов 3. Диалог в учебном процессе //Народное образование
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_dialoge_razvivaetsya_sposobnost_myslit._.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание современного образования в школе ежегодно претерпевает изменения.  Наиболее существенным и важным изменением на данный момент является внедрение  семи моделей Программы  в содержание образования. Использование универсальных учебных действий разных видов, может стать основой для получения высоких результатов образования. Достичь этих результатов  можно только отказом от приоритета репродуктивного обучения. Обучение должно построено как процесс “открытия” каждым школьником конкретного знания, где ученик становится равноправным участником учебного процесса.

После прохождения уровневой Программы наша задача – изменить процесс обучения, дать обучающимся больше самостоятельности, чтобы каждый из них чувствовал себя равноправным участником учебного процесса.

Применение новых подходов в преподавании и обучении направлено  на улучшение, потому что применение нового заинтересовывает тех, кто находится рядом. Когда определённые формы и методы работы на уроках не меняются, то у ребёнка с каждым днём всё больше и больше пропадает желание учиться. А применение новых подходов в обучении, заставляет учителя задуматься над своими уроками, над результатами учеников. Я уверена, что этот модуль направлен на повышение мотивации учеников, потому что дети всегда любят, когда учитель им даёт учебный материал в различных формах. Поэтому, применение новых подходов оказывает положительное воздействие на весь учебный процесс. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» включает в себя раздел «Обучение тому, как учиться». Ключевая идея раздела заключается в утверждении: информация передаётся, но знание и понимание формируются у самого учащегося, и учитель должен оказывать помощь в этом процессе [1, с.62].

В этом процессе учитель помогает учащемуся: 
- понимать требования, предъявляемые образовательной задачей; 
- изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы; 
- разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи; 
- выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения конкретной задачи. 
Для реализации этих четырёх позиций обучающимся требуется научиться обучению[2,с.148]. 
Пересмотрев свою практику я поняла, что преподавать по-старому, нет смысла, нужно идти дальше, менять, прежде всего, свою деятельность на уроке, а затем измениться деятельность учащихся на уроке.

На уроках я использую разные формы работы: парную, индивидуальную, групповую.  Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение. На своих уроках включаю такие задания: докажите, что…,  составьте алгоритм, придумайте продолжение сказки, рассказа, составьте свои вопросы другой группе или товарищ. Учащиеся активно включаются в работу, им нравиться проверять друг друга, дополнять, придумывать.

По утверждению Александера, беседа не является односторонним процессом общения, а, наоборот, — взаимным процессом, в котором общение проходит в двух направлениях и на этой основе продвигает обучение ученика вперед. В диалоге ученики, а также учителя являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата. [1 с. 145] . В беседах с учениками для активизации мыслительной деятельности и развития мышления необходимо выстраивать логические цепочки,  что помогает большему усвоению устного материала и развивает разговорную речь. Например: на одном из уроков по теме «Знаете ли вы кто такой «настоящий друг»?»  Перед началом работы с текстом задается вопрос: «Кого вы можете назвать настоящим другом?». Ученики высказывают свое мнение: человек, который всегда рядом, поддержит тебя в беде и в радости, не обманет  т. д. Затем следует вопрос: «На чем основывается дружба?». Ученики выдвигают различные идеи, составляют правила настоящей дружбы. Когда все высказывают свои предположения, составляется единое понимание и знание. Все ученики тесно взаимодействуют между собой в группе, общаются, ищут общие пути решения. Таким образом, задавая наводящие вопросы, удается добиться от учащихся успешного выполнения задания. Учитель помогает ученикам понять ценность совместной работы.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества/ [2].

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять себя, сделать первые шаги к самостоятельности, к раскрытию своих возможностей и способностей  – к этому необходимо стремиться в меру своих сил и способностей каждому учителю. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Список использованной литературы: 
[1] Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 
[2] Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

[3]Абасов 3. Диалог в учебном процессе //Народное образование