Статья «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе»

                                                 I.   ВВЕДЕНИЕ                                           

                                                1. Цель работы:

  поделиться идеями, как при помощи игры

          - разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка,

          - создать положительную мотивацию при обучении навыкам письма, 

             говорения, аудирования,

          - повысить интерес к изучению немецкого языка,

          - учить детей адаптироваться в разных ситуациях,

          - привить навыки межличностного общения.

                                               2.   История  вопроса.

          Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития ителлекта. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как « вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».

         Итак, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С.Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра»  обязательно содержит в себе усилие ( физическое, духовное, эмоциональное или интеллектуальное), доставляет радость и, кроме того, налагает ответственность на её участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребёнка. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б.Эльконин  наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мативационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

                                                   3. Актуальность  темы.

           Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна ещё и в том смысле, что её можно применять на любом этапе обучения.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения [5, с. 38].

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Задача учителя, согласно высказыванию Анатоля Франса, «пробудить любопытство учеников, чтобы в дальнейшем его удовлетворить».

Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях [4, c. 69].

Целями игрового обучения школьников являются:

- развитие мышления средствами иностранного языка;

- повышение мотивации изучения предмета;

- обеспечение личностного роста каждого участника игры;

-способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [1, с. 7].

Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.

Игровые формы обучения иностранному языку актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Кроме того, они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

 

         В книге Е.И.Пассова «Урок иностранного языка в школе» следующее определение игры: «…Игра – это:

        1) деятельность ( в нашем случае – речевая),

        2) мотивированность, отсутствие принуждения,

        3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

        4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

        5) развитие психических функций и способностей,

        6) «учение с увлечением» (говоря словами С.Л.Соловейчика)».

          В своей работе Е.И.Пассов также определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:

        1) формирование определённых навыков,

        2) развитие определённых речевых умений,

        3) обучение умению общаться,

        4) развитие необходимых способностей и психических функций,

        5) познание,

        6) запоминание речевого материала.

                                                                        

                                       II.  ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

                                                1. Формы  игр.

 

        Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребёнком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле.

         Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое.

        Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, мы создаём возможность повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.

        Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач:

        - снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;

        - обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

        - тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала.

        Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения.

        С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, снимать агрессию и напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.           

        Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело. Для этого организуются частые смены видов деятельности обучающихся на уроках: включаются подвижные игры, рисование, пение (прослушивание немецких песенок в т. ч. );отмечаются любые удачи, успехи в изучении немецкого языка. Элемент новизны вносится учителем также ролью какого-нибудь персонажа. Ролевые игры создают особый психологический комфорт, приносят всеобщую радость и удовлетворение.

        Игра считается одним из эффективных приёмов обучения иностранным языкам. Они способствуют созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулируют и интенсифицируют его, вызывают интерес к изучению языка, а значит способствуют более быстрому и лёгкому запоминанию речевых образцов, слов и грамматических конструкций. И тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

       В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры:

1) игры на усвоение изученной лексики;

2) игры на автоматизацию грамматических навыков;

3) игры для развития навыков аудирования и говорения.

         Какую бы направленность не имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам.

2.   Примеры  игр.

 

Игра на уроке

·       Rückenmalerei                                                                                       (осязание:      пишем буквы на спине соседа, он угадывает)

·        Jägergeschichte( клубок)

·       James Asher

1.     Phase - Demonstration-ich spreche und tue… Geh an die Tafel! (zur Tür)

2.     Die Einleitung – Ich befehle nur

3.     Vermischte Reihenfolge – geh zum Fenster, komm zur Tür

4.     Neue Kommandos – geh zur Tafel, zu Nika, öffne das Buch

5.     Falsche Kommandos – öffne die Schultasche, nimm Kaninnchen

 

·       Spiel  `` Peter sagt`‘

  Alle stehen! (если нет фразы  Peter sagt, то команду не выполнять.)  z. B. Du kletterst auf einen Baum (vom Baum).   

Der Hund schaut dich an.

… Надо составлять точный план, какие фразы и слова тренировать на каждом уроке.

5-    Die Bilder zum Text zu ordnen

1.     Сначала раздать по одной картинке

2.     К ним – по карточке с предложением

3.     Картинки разложить по порядку следования рассказа

4.     К ним - предложения  

5.     Озвучим

6.     Перескажем

6-    Найти  минитекст  по теме

1.     Вопросы:

2.     Ist das der Garten deiner Oma?

3.     Siehst du die Katze?

4.     …

Дети учат эту историю для пересказа.

7-    Kleine Szenen machen

 

1     Die Fliege  ( один ученик читает, другой инсценирует пантомимой)

1.     Der Vater sitzt vom Fenster.

2.     Die Fliege umkreist seinen Kopf.

3.     Du nimmst eine Zeitung.

4.     Du nimmst einen Stuhl.

5.      Du stellst den Stuhl neben deinen Vater.

6.     Du steigst hinauf.

7.     Du siehst die Fliege, sie fliegt.

8.     Die fliege setzt sich auf den Kopf des Vaters.

9.     Du schlägst mit der Zeitung nach der Fliege.

10.     Autsch! Vorbei!

11.      Du sagst:   “Entschuldigung!“

 

Die Fliege umkreist den Computer deiner Schwester…

2

Schäl die Banane  

1.   Schäl die Banane  

2.    Iss die Banane

3.   Hm! Lecker!

4.   Wirf die Bananenschale weg.

5.    Geh weiter.

6.    Rutsch auf der Bananenschale auf.

7.    Autsch!

3

Du hast verschlafen…  

1.     Du erwachst dich .

2.     Du siehst den Wecker.

3.     Du verstehst: „ Ich habe verschlafen! „

4.     Du springst aus dem Bett.

5.     Schnell ziehst du dich an.

6.     Nimm deine Schultasche.

7.     Renn zur  Bushaltestelle.

8.     Der Bus fängt anzufahren.

9.     Steig in den Bus.

10.                Kauf eine Fahrkarte.

11.               Du hast großen Hunger.

 

12.                Steck deine Fahrkarte in den Mund.

13.                Schau in deine Tasche. Nichts.

14.                Der Schaffner kommt zu dir.

15.               Du  verschluckst deine Fahrkarte  unabsichtlich(нечаянно)

16.                 O nein!..

    

Umsonst!

 

1.     Du schläfst.

2.     Du erwachst.

3.     Du verschläfst.

4.     Du rennst in die Badewanne.     Третий ученик стоит с табличкой « Badewanne».

5.     Du wäschst dich  schnell, putzt die Zähne.

6.     Du läufst ins Zimmer und  ziehst an.

7.      Du isst dein Frühstück  sehr schnell.

8.     Die Mutter kommt:  „ Wohin des Wegs? Heute ist Sonntag.“

9.     OOO!!!

К любой теме можно составить такую зарисовку.

 

 

Правило в рифмовке:

Nach          - heit,  -ing,  -ion,  -keit,  -ling,  -schaft,  -tät    und    -ung 

                      wird   ein   "s“     eingeführt.

 

 

 

Jonglieren

Ich kenne 5 deutsche Namen, 5 Straßen der Stadt, 5 Flüsse Deutschlands, Gemüse…

 

 

Spie “Ich bin ein Baum “, und du?

 

Spaziergang

Ich sehe … Und was für ein Gebäude steht links?  Wo ist der Bahnhof…

 

Ballspiel

Den Ball werfen und Fragen stellen

Was siehst du in der Natur kreisrund ( kugelrund)… Apfel, Kopf, Apfelsine, Erde, Sonnenblume…

 

Wo wohnst du  denn?

Wer kommt zur Schule von Weitestem?

                                         “Укрась ёлочку”

Цель игры: отработать умение детей называть цвета по-немецки.

Нужно вырезать из картона ёлку. На ветки ёлки наклеить зелёные кружочки из цветной бумаги; к ним будут крепиться шары.

Отдельно приготовьте плоские кружочки разного цвета-шары, их подвешивают на ёлку. Детям предлагается украсить ёлку к празднику. Выбирается водящий. Водящий поочерёдно обращается с просьбой, например: “Katja, grün. ” (Катя берёт шар зелёного цвета и прикрепляет его на ёлку). Если ребёнок ошибается, дети поправляют. Таким образом, в игре сосредоточено внимание всех детей.

                                    “Разноцветный хвост петушка”

Как и для предыдущей игры нужны силуэт петушка и отдельно пёрышки разного цвета из картона и цветной бумаги. Дети, называя цвета, становятся водящими.

                                                 “Да или нет”

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово, обозначающее продукт питания или что-то другое. Дети образуют круг или полукруг, в центре водящий. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит “Ja” (если данное слово обозначает то, что едят) или “Nein” (в другом случае).

Водящий: “Brot, Lena”.

Водящий: “Die Katze, Olja.”

 Лена: “Ja.”

Оля: “Nein.”

 Тот, кто ошибся, выходит из круга. Самый внимательный становится водящим.

        Игра – драматизация даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребёнка. В основе – сказка.

Можно разыграть, например, к какому-нибудь торжеству маленький спектакль – сценку из сказки “Красная Шапочка”.

Красная Шапочка: “Oma, warum hast du so grosse Hände?“

Волк: “Um dich zu umarmen.”

(в облике старушки)

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Augen?”

Волк: “Um dich besser zu sehen.”

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Ohre?“

Волк: “Um dich besser zu hören.“

Красная Шапочка: ”Oma, warum hast du so grosse Zähne?”

Волк: “Um dich zu fressen.”

                                 Музыкально-дидактические игры

           Восприятие музыки требует внимания, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с мелодией, что очень важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации. Использование музыкально-дидактических игр помогает в работе над фонетикой иностранного языка, расширяет диапазон языковой практики.

                                                   “Почтальон”

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один двигается вне круга, выводя из круга поочерёдно всех участников игры. Данная песенка может быть использована как разминка. Дети поют её, сопровождая слова движениями:

Kling – ling - ling, die Post ist da!

Kling – ling - ling, noch einen Schritt,

Kling – ling - ling, aus Afrika.

Kling – ling – ling, und du musst mit.

                                           “Тихо, громко запоём.”

Цель игры: развивать певческие голоса, динамику голоса, учить детей петь на немецком языке.

Один из играющих выходит из комнаты, а в это время дети прячут игрушку. Когда ребёнок возвращается в кабинет, дети начинают потихоньку петь какую-нибудь немецкую песню. По мере того, как ребёнок приближается к месту, где спрятана игрушка, голоса звучат громче, если он удаляется от того места, где дети поют тише. По громкости звучания голосов нужно определить, где спрятана игрушка. Если дети ещё недостаточно хорошо усвоили песню, перед началом игры нужно порепетировать. Это могут быть такие песни, как например: ”Das ABS-Lied”, ”Oh-Tannenbaum”.

                                                  Подвижные игры

         Жизнь ребёнка немыслима вне движений. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, способствует решению определённых учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определённым правилам, согласно которым дети действуют, общаются на иностранном языке, а сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма.

                                            “Тренер и спортсмены”

Один спортсмен делает упражнения, а мы говорим: ”Springe! Stehe auf!Turnt!”

Когда много спортсменов выполняли упражнения, мы говорили: ”Springt! Steht auf! Turnt!”

                                                     Ролевые игры

         Ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как играя они могут проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности.

Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит учителю.

Содержание отбирается с учётом накопленного детьми лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре, важно включать персонажи сказок, куклы, которые говорят только по-немецки.

                                                        “В магазине”

I.

II.

Покупатель: ”Guten Tag!”

Покупатель: ”Guten Morgen. ”

Продавец: “Guten Tag!”

Продавец: “Guten Morgen. ”

Покупатель: ”Ich wünsche Brot. ”

Покупатель: “Ich möchte einen Ball.

Продавец: “Bitte! Was noch?”

Продавец: „Bitte schön. “

Покупатель: ”Danke. Auf Wiedersehen!”

Покупатель: ”Danke sehr. ”

Продавец: “Auf Wiedersehen. ”

Продавец: “Auf Wiedersehen. ”

 

                                                  “Приём в школу”

Если хорошо расскажете о своих друзьях, то я их приму в школу.

Директор: “Guten Tag!”

Ученик: “Guten Tag!”

 

(представляющий кого-нибудь из животных)

Директор: “Wie heisst du?“

Ученик: “Ich heisse Bär.“

Директор: “Ich freue mich.“

Ученик: “Ich mich auch.“

Директор: “Was kannst du machen?“

Ученик: “Ich kann tanzen.“

Директор: “Wie schön!Wunderbar.

 

Директор: “Und was magst du?”

Ученик: “Ich mag Bonbons.

Директор: “Herein. ”

 

 

         Обучающая игра доступна даже для самых слабых учащихся, так как в этой игре ученик работает, как правило, с одним речевым образцом, повторяющимся многократно в игровой ситуации (которая обеспечивает максимальную мотивацию речевой иноязычной деятельности, особенно для младших школьников).

Как организовать игру так, чтобы все следили за ней, не отвлекаясь:

1) чаще менять ведущих, чтобы дети понимали, что в любой момент могут оказаться им сами;

2) просить детей оказать помощь;

3) просить детей оценивать действия игроков;

4) максимально, “театрализировать”ситуацию, чтобы дети следили, чем она закончится.

                                             

                                     “Guten Morgen. ”

Один из детей (водящий) выходит к столу учителя и становится спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из сидящих учеников, который говорит: ”Guten Morgen, Sweta. ”

Водящий пытается догадаться по голосу, кто сним поздоровался и отвечает, например: ”Guten Morgen, Petja. ”Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на своё место, после чего назначается новый водящий. Приветствие”Guten Morgen”в дальнейшем заменяется на”Guten Tag, Guten Abend, Gute Nacht, Auf Wiedersehen, Bis bald, Hallo, Tschüss.

                                                   “Wie heisst du?”

Дети, взявшисьза руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Учитель становится поблизости от внешнего круга. Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой, другой - против. Через 10-15 секунд учитель говорит: ”Stop”. Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: ”Ich heisse Oleg. Wie heisst du?Ученик из внутреннего круга называет своё имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор, пока не услышат команду “Stop. ”

Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

                                                      “Ist das?”

Один из играющих выбирается ведущим. Он задумывает слово – название животного. Ученики по очереди задают ведущему общие вопросы, на которые он должен давать краткие ответы. Например: ”Ist das ein Baer?- Nein, das ist kein Baer. ”И так далее. Угадавший становится ведущим.

                                                    “Wie ist…?”

Класс делится на две командыУчитель поднимает одну из игрушек и поочерёдно спрашивает представителя каждой команды “Wie ist der Hase?”Ученик отвечает: ”Der Hase ist weiss. ”И так далее. ученик правильно назвал цвет, его команда получает очко. (Эту игру можно провести, двигаясь по кругу. )

Игра-счёт. Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: ”Eins. ”Ученик ловит мяч и, бросая его другому, говорит: ”Zwei. ”И т. д. Допустивший ошибку “платит фант. ”Вместо числительных можно использовать названия времён года, месяцев, дней недели.

                                               Разберём портфель.”

(“Was habe ich in der Schultasche?”)

Учитель (или ученик, ведущий игру)готовит набор предметов, которые могут находиться в портфеле. Ученики по очереди отвечают, перечисляя школьные принадлежности. Если отвечающий угадал предмет, ведущий вынимает его и подтверждает. За каждый угаданный предмет ученик получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

Игру-алфавит можно провести по цепочке, сидя за партами, с помощью мяча, бросая его от одного ученика другому (а также по принципу игры “колечко”, передавая его из рук в руки). Допустивший ошибку “платит фант”.

“Ratet mal! (Was fuеr ein Wort ist das?)“

Учитель (или ученик, ведущий игру)задумывает какое-либо слово и рисует на доске столько квадратиков, сколько букв в этом слове. Все участники игры по очереди задают вопросы о буквах, составляющих это слово. Если бква угадана, ведущий вписывает её в соответствующий квадратик. Угадавший слово становится ведущим. (Если после 3-х, 4-х названных букв ни одна не угадана, ведущий открывает первую букву слова, т. е. вписывает её в квадратик. Затем может быть “открыта” и вторая буква).

                                              “Was hat er gemacht?” (Perfekt)

Водящий становится к класу спиной. Один из учеников выполняет какое-либо действие, а водящий отгадывает, задавая вопрос классу, например: ”Hast du gemalt?”Класс отвечает: ”Nein, er hat nicht gemalt. ”И т. д. Если водящий, задав три вопроса, не отгадывает выполненное действие, класс хором сообщает, что делал ученик, после чего водящий меняется.

                                        “Цветик-семицветик.”

Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске). Школьники друг за другом называют цвета лепестков. Усли ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.

                                                

                                         “Построй домик”

Мы поможем построить красивые яркие домики для Винни-Пуха и Карлсона. Ученики по очереди укладывают “кирпичики” (кубики) при этом, называя их цвета. Если ученик допустил ошибку, он лишается права положить свой “кирпичик”.

                                       “Любимые герои сказок”.

Оборудование: картинки, на которых изображены персонажи сказок или куклы. Дети смогут их увидеть, если отгадают, кто они. учащиеся по очереди описывают героев разных сказок.

                                            “Rate, was ist das?”

Цель этой игры: тренировка речевого образца: ”Das ist…”

Вы завязываете глаза ребёнку и разрешаете ощупать предмет. Он должен отгадать, что это за предмет, и назвать его по-немецки. ”Das ist eine Katze. ”

Если он назвал правильно, то получает фант. Если нет, фант остаётся у Вас.

                                               “Heiss oder kalt?”

Цель игры: тренировка речевых образцов: ”Es ist kalt. Es ist warm. Es ist heiss. ”

Эта игра хорошо знакома ребятам. Только нужно напомнить её немецкими словами. Вы говорите, что спрятали мяч. Ребёнок должен спросить: ”Wo ist der Ball?”Вы должны ответить: ”Das weiss ich nicht. Ребёнок может начать поиски после слов: ”Aber ich weiss das. ”Остальные руководят этими поисками. Если ребёнок ищет в неправильном направлении, ему повторяют: ”Es ist kalt. ”Если ребёнок приближается: ”Es ist warm. ”Наконец, если нашёл: ”Es ist heiss. ”

“Rate, was ist in der Hand?“

Цель игры: повторение пройденных слов.

Вы держите карточку с изображением предмета за спиной. Ребёнок называет по-немецки предметы до 5 раз. Если он отгадал, то становится ведущим.

                                               “Was machst du?”

Цель игры: повторение вопросительных предложений без вопросительного слова, тренировка спряжения глаголов в единственном числе настоящего времени.

Вы жестами и мимикой изображаете различные действия, а ребёнок задаёт вопрос. чтобы отгадать. ”Iss du?;Malst du?;Turnst du?”Если ребёнок отгадал, задав три вопроса, он выиграл. Ответ звучит так: ”Ja, ich male. ”

                                              “Das launische Kind.”

Цель игры: тренировка отрицательных конструкций.

Попросите ребёнка, что-нибудь сделать. На все просьбы он должен отвечать отказом, при этом как можно более капризным тоном.

Например:

”Komm her, bitte. - Ich komme nicht.“

“Trink, bitte. – Ich trinke nicht. Ich will nicht.“

                                               “Упрямый ребёнок.”

Цель игры: запомнить отрицательные конструкции с местоимением.

В игре используются все имена существительные. После каждой фразы ребёнок должен говорить, что это не так.

Класс: ”Das ist eine Katze. ”

Ученик: ”Das ist keine Katze. ”

Игра “поймаем слово”. Весьма удобна при заучивании спряжения глаголов. (При отработке личных окончаний у слов, обозначающих действие предметов). Сопровождаем ответ ученика хлопком в ладоши, если ответ правильный. В работе принимает участие вся группа. В случае ошибки исправляем. Дети заглядывают в свои кулачки, отыскивая нужную форму. Игра продолжается, пока дети не назовут все формы.

                                   Игры для тренировки лексики

                                           «Забастовка гласных»

Учащиеся получают карточки и восстанавливают пропущенные гласные. Например:

H- -r  -st  d- -  P-st:  - -n  Br- -f,  - -n-  P-stk-rt-,  - -n  P-k-t.

D-r  Br- -   -st   - -s  D- -tschl-nd.

                                               

                                           «Отгадай слово».

Каждый игрок получает карточку со словами, которое он никому не показывает. В форме пантомимы он пытается объяснить, что за слово написано на карточке. Очень хорошо использовать эту игру при повторении глаголов. Учащийся, который первым из группы отгадывает слово, получает жетон. Выигрывает тот , у кого к концу игры набирается больше жетонов.

                           Игры на структурирование предложений

1. Играют мини-группы из 3-4 человек. Все ученики получают равное количество карточек со словами по определённой теме. Каждый игрок выкладывает свои слова так, чтобы получилось предложение. Неиспользованные карточки ученик держит в руке. Затем вытягивает карточку у соседа слева и пытается из полученных карточек образовать новое предложение. У кого первого не окажется в руках карточек, тот и выиграл.

2. Можно играть в парах или мини-группах. На доске или на карточках написаны немецкие глаголы. Один учащийся бросает кубик и выполняет задание, которое соответствует выпавшей цифре. Если он не может это сделать, то отдаёт право ответа следующему игроку. За каждый правильный ответ участник игры получает жетон. Игра заканчивается, когда ученики повторили все глаголы. Например:

Ich                              arbeiten, heissen, spielen, malen

Du                               wiederholen, singen, schreiben

Er/ sie/ es                     tanzen, turnen, sammeln

Wir                               faulenzen, sitzen, kommen

Ihr                                 gehen, springen, rechnen

Sie                                 lichen, lernen, stehen…

                                        Игры для аудирования

1. Учащиеся рисуют на листе бумаги квадрат из 9 полей и записывают 9 любых чисел от 0 до 20 в каждую клетку, например:

4

7

9

20

6

12

16

1

10

Учитель называет числа от 0 до 20 в произвольной последовательности. Если ученик слышит «своё» число, он зачёркивает её на своём листе. Выигрывает тот, кто первым зачеркнёт все числа.

2. Играют две команды. Каждый игрок в команде получает «свой номер» (1,2,3…). В классе стоят два стула ( Ja-stuhl, Nein-stuhl ). Учитель называет цифру, например 4, и задаёт вопрос, например: Ist Däumelinchen ist gross? Оба ученика, которые имеют цифру 4, должны как можно быстрее занять соответствующий стул ( в нашем случае Nein-stuhl). За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, получившая больше жетонов. Игру можно использовать при повторении темы «Сказочные персонажи».

1. Ist Däumelinchen groß?

2. Kommt Till Eulenspiegel aus Deutschland?

3. Ist Frau Holle alt?

4. Ist Malwina böse?

5. Kommt Münchausen aus Russland?

6. Ist Zwerg Nase nett?

7. Fantasiert Münchausen viel?

8. Ist Aschenputtel faul?

9. Kommt Rotkäppchen aus einem Märchen?

10. Ist Nussknacker tapfer?

                           Игры для развития навыков списывания

1. Учащиеся образуют две группы. На доске представлены тексты без знаков препинания, все слова написаны со строчной буквы. Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания и пишут, если это необходимо, слова с заглавной буквы. Выигрывает та команда, члены которой грамотно исправили текст. Например:

mein hund

ich habe einen hund er heißt jonni jonni läuft und bellt ich spiele mit ihm er ist nett

2. На доске записаны слова: Bär, läuft, jung, Schüler, grün, Zoo u.a. Ученики должны правильно переписать слова в тетрадь, следуя указаниям учителя: “Schreibt das Wort, das ä ( ü, oo ) hat” и т.д. 

                                       Игры с числительными.

Числительные ─ тема сложная и не всеми детьми осваивается быстро. Вызывают трудности и правописание числительных, и их чтение.Чтобы облегчить усвоение этого материала, лучше его преподносить в игровой форме. В игре запоминание идёт намного быстрее, без напряжения и дополнительных усилий. Цель ниже представленных игр с числительными ─ научить детей читать, писать и воспринимать числительные на слух.

 

                                                «Was ist weg?».

На доске расставлены карточки с цифрами от 1 до 12 в разброс. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает любую цифру. Выигрывает тот, кто первым правильно назовёт исчезнувшее число. Победитель имеет право заменить учителя и продолжить игру.Игру можно усложнить, убирая не одну, а 2-3 цифры.

 

                                                    «Memory».

Детям раздаются карточки с числами, например от 3 до 7, но у одних числа написаны цифрами, а у других эти же числа написаны прописью. Задача учеников – найти свою пару. Те, кто нашли первыми друг друга, - выигрывают.

 

                                       «Wer ist der pfiffingste?».

Это интерпретация всем известной игры со стульями. Дети ставят стулья в круг, спинками вовнутрь. Количество стульев должно быть на 1 меньше, чем детей. Перед началом игры учитель объясняет, что ученики могут сесть на стулья только тогда, когда слышат круглые десятки: 20,30 и т.д. Учитель называет различные цифры, но как только он назвал круглую цифру ─ надо успеть занять свободный стул. Опоздавший выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в игре последним.

 

                                           Игра в « Volgerball ».

Дети становятся в круг. Учитель кидает любому ученику мяч и называет по-русски цифру, а учащийся, поймав мяч, должен назвать эту цифру по-немецки. Кто не смог это сделать, превращается в «картошку» и садится в центр круга. Только после трёх подряд правильных ответов оставшихся игроков ученики, изображавшие «картошку», могут вернуться в круг. Побеждает тот, кто ни разу не был отправлен в центр круга.

 

                               «Welche Mannschaft ist die schnellste».

Группа делится на две команды. На доске две колонки чисел, например:

1                                           5

2                                           6

3                                           7

4                                           8

5                                           9      и т.д.

Каждая команда пишет наперегонки рядом эти числа прописью. Затем команды проверяют друг у друга правильность написания. Выигрывает команда, допустившая меньше всего ошибок.

 

                                                    «Was fehlt

На доске запись:  

--ns            s---en

f-nf            z---f

zw--           v--r

Каждая команда должна не только заполнить пропуски, но и написать рядом соответствующее число. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше всего ошибок.

 

                                           «Was ist dieses Zahlwort»

Игру можно проводить фронтально, в парах, в группах. Учащиеся получают карточку, где написано какое-либо числительное, но буквы в этом названии перепутаны iewz, ierv и т.д. Кто быстрее правильно запишет данное слово?

 

                                            «Wir  können rechnen».

На доске дано несколько примеров:

100 - … = 25

… - 75 = 22

30 + … = 90

Учащиеся должны дать правильный ответ, который они сначала записывают на немецком языке, затем зачитывают его вслух.

 

                                                    «Bingo».

Участники игры образуют две команды. Каждый участник расчерчивает лист-карточку таким образом:     6     3

                                                        4     12

Можно использовать любые числа от 1 до 12. Для игры потребуются два кубика. Один из учащихся бросает кубики. Выпавшее на кубиках число зачитывается ведущим  и вычеркивается в листе игрока. Кто быстрее зачеркнёт все числа в своей карточке, тот выигрывает.

 

         Предложение “давайте поиграем” дети ждут с нетерпением. Количество игр безгранично, как и безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей.  Чтобы ребята уходили с урока, осознавая, что они научились понимать и выражать на иностранном языке что-то новое, читать что-то интересное, полезно и даже необходимо подводить итоги урока.

                                                 

                                      III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

             В этой статье я хотела выразить и попытаться подтвердить примерами своё убеждение в том, что процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным, утомительным и трудоёмким. В арсенале любого учителя есть много средств, которые могут помочь сделать изучение иностранного языка интересным, увлекательным и лёгким. Игра является, конечно же, не единственным, но одним из самых главных помощников учителя, призванным пробудить у учащихся интерес к изучаемому материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения.

           Результаты этой работы свидетельствуют о:

1) желании многих детей учить иностранный язык;

2) положительном отношении родителей к раннему обучению иностранному языку;

3) положительном воздействии на развитие речевой инициативы школьников.

          И хотя совершенно необходимо проявлять чувство меры, чтобы игра не стала утомлять учащихся и не потеряла своего эмоционального воздействия, мне представляется, что это как раз тот случай, когда можно сказать: «кашу маслом не испортишь».

           

                                                     ЛИТЕРАТУРА:

1. Пассов Е.И.  Урок иностранного языка в средней школе, - М.: Просвещение, 1988.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

3. Немов Р.С. Психология. – М.: Высшее образование, 2007.

4. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А.Левановой – СПб.: Питер, 2006.

6. Райнеке Ю.С.  Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. – М: Астрель, 2006.