Мое педагогическое кредо, или мысли вслух...

"Ребенок - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь". Исходя из этого постулата, я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой задачу помочь детям с нерастраченным потенциалом способностей и возможностей выразить себя в самых разных областях знаний и творчества. Помочь именно тогда, когда в этом есть необходимость. Учитель не должен идти впереди ученика на правах рожденного первым. Он должен терпеливо идти рядом, помогая и направляя в трудную минуту. Ведь "роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика". (А. Шнабель)

В связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, добывать новые знания, анализировать, синтезировать (уметь собрать целое из функциональных составляющих), применять их на практике; ставить перед собой цели и добиваться их.

Мой опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным, а для этого необходимо сначала измениться самому учителю и признать в ученике равного творца.

Ученик получит право на собственный поиск, если его учитель будет следовать нехитрым правилам:

- не сдерживать инициативу детей;

- избегать прямых инструкций;

- помогать ученику действовать самостоятельно, независимо; формировать навыки самостоятельного решения проблем;

- поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

- верить в своего ученика.

И, возможно, спустя десятиления, благодарные ученики скажут о своем учителе:

"Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена..."   (А.С. Пушкин)