Главные вкладки

    актуальность личного вклада педагога в развитие образования

    Федотова Ирина Васильевна

    Цель, которую я ставлю – «… научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать»  (В. Острогорский)

    От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

    Для себя определила ряд задач:

    •             научить самостоятельно выбирать книги для чтения;

    •             работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

    •             высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении и извлекать из текста интересную и полезную информацию;

    •             развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.

     

    Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к  лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

    Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают. Развитие читательского интереса – большая педагогическая проблема. Считаю, что этой проблеме уделяется мало внимания. Потому  последнее время работаю над темой «Формирование читательской компетентности у учащихся младшего школьного возраста ». Читательская компетентность - это не бегание глазами по строкам, а качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

     В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать».

    Проанализировав модель выпускника начальной школы, я поняла, что чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, и лежит в основе формирования инновационных компетенций.

    Однако интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен. Этот вопрос волнует не только педагогов, но и родителей.

    Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:

    • усиление влияния средств массовой информации;

    • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

    • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)

    • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

    В нашем информационном веке я столкнулась с противоречиями:

      - между необходимостью много читать и количеством часов по литературному чтению;

    - между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и отсутствием интереса  детей к чтению.

    По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными, любознательными, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

    Второй год я работаю по образовательной системе «Школа 2100», которая соответствует требованиям ФГОС. Основная идея ОС «Школа 2100»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, главной задачей своей работы, я считаю, организацию педагогической поддержки индивидуальности ребенка, организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться

    Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

    По литературному чтению авторами УМК являются  Е.В.Бунеева  и Р.Н.Бунеев.Этот УМК полностью соответствует требованиям нового стандарта и реализует деятельностный подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов.

    -Принцип обучения деятельности.

    В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности(продуктивного чтения).В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению «диалога с автором» обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

    -Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

    Детская самостоятельность формируется путём постепенного освоения приёмов восприятия (понимания) текста, причём осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приёмами на каждом этапе- сначала в диалоге с учителем, затем через частично- самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в диалоге с автором.

    Например, в тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом………

    - Создание мотивации к обучению чтению и пониманию текстов через введение сказочных персонажей в учебник

    Мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание читать, а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д., на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы,ответы на которые можно найти только в тексте.

    -Учебное сотрудничество

    Все тексты требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах.

    Таким образом, вопрос формирования читательской  компетентности и самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

     

    Комментарии

    Литвина  Светлана  Анатольевна

    Формирования читательской компетентности и самостоятельности школьников является весьма актуальным в современном мире.Нужна системная работа трех составляющих:семьи, школы,библиотеки, которые создают среду детского чтения.Ирина Васильевна, тема по самообразованию замечательная, а главное, Вы понимаете почему и зачем это надо современному школьнику.