Секреты успешной учебы в начальной школе.

Пилипейко Татьяна Васильевна

Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секреты успешной учебы.19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты успешной учебы в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов

Пилипейко Татьяны Васильевны.

Учение – это радость, а не только долг,

учением можно заниматься с увлечением,

а не только по обязанности.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом,
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного

процесса,

  • ограниченные возможности для творческого самоуправления.  

Сегодня представление о том, что школа должна давать знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

 Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которой занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Поэтому, я использую на своих уроках игровые технологии.

Например, одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости,
  • раскрывает способности детей, их индивидуальность,
  • усиливает непроизвольное запоминание.  

На уроках математики и русского языка я часто использую работу с карточками-тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные задания (упражнения), подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма.

В основном, работу с тренажерами я провожу во время устного счета (на уроках математики) или при закреплении нового материала (на уроках русского языка).

Ребятам очень нравится работать по карточкам-тренажерам и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Еще одно из условий успешной учебы, которое я использую в своей практике, это - потребность получать знания из разных источников. Ни один человек не может научить другого чему-то большему, чем то, что умеет сам. И если ребенок будет ограничиваться в обучении только школьными знаниями - может, он и сможет вызубрить их на пятерки, но полный объем знаний как набор представлений об окружающем мире он вряд ли получит. И вряд ли его интеллект разовьется в должной мере. Так что необходимо изначально настраивать ребенка на то, что школьных знаний не всегда достаточно, и побуждать его получать информацию из других источников.

Например, на уроке русского языка дети завели орфографический словарь, где работают с новым словарным словом (по графам): транскрипция этого слова, состав слова, лексическое значение, часть речи и вопрос.

На уроке окружающего мира, детям предлагается выполнение творческих заданий из учебника или подготовка сообщений (темы даются на выбор).

На уроках внеклассного чтения мы с детьми обсуждаем прочитанные ими книги, а свои отзывы и зарисовки они записывают в «Читательский дневник».

Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этой цели я применению в своей практике информационно-коммуникативные технологии.  

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: "Не навреди!” Поэтому, использую ИКТ как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания – самооценка. Предлагаю детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Я думаю, что ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования наши младшие школьники смогут быть прежде всего социально компетентны.