Методический семинар

Байкара Сайзаана Олеговна

Инновационные методы и технологии в моей педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx54.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дари себя детям!

Из «Заповедей» Ш.А. Амонашвили

afc7e18c244a

Объяснительная записка        

«Методического семинара» Ооржак Сайзааны Олеговны, учителя французского языка в начальных классах МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла Республики Тыва

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

        В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Что имеется в виду, когда говорится, методы инновации обучения в школе? Сегодня учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают в себя активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные методы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующие для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

        Интерактивные методы способствует качественному усвоению нового материала. К ним  относятся: - упражнения, носящие творческий характер;

- групповые задания; образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

- уроки-экскурсии; уроки-встречи с творческими людьми занятия, направленные на творческое  развитие – уроки-спектакли, выпуск газет; использование  видеоматериалов,  интернета, наглядности. Поэтому инновационные методы обучения в школе способствует развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Различают следующие инновационные методы: работа в команде, игра, проектный метод, поисковый метод, обучение на основе опыта, методы проблемного обучения, дистанционного обучения и т.д.

Что касается, инновационных технологий в образовании – это некий механизм, при помощи которого задействованы новые средства и способы образовательной системы, воплощаемы в реальном мире.

Мы, учителя,  знаем и стремимся достичь цели инновационных технологий, который является подготовка ученика к жизни в постоянно меняющемся мире.

 Современные образовательные технологии:

  1. Игровые технологии;

Игровая деятельность, как инструмент преподавания, в ходе учебного процесса способствует формированию и развитию определенных речевых и коммуникативных навыков, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В обучающей  игре есть цель и задача. Планирование игры должно начинаться с определения той учебной задачи, которая должна быть в этой игре решена, а уже потом нужно выстраивать саму игру, мнимую ситуацию, определять игровые правила.

        С 2012 г., сроком на пять лет, мною была выбрана тема по  самообразованию «Игровые технологии на уроках французского языка». Я с интересом изучаю игры, применяю их в своей практике. На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Она вызвана рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей  условия для раскрытия  коммуникативной функции языка и позволяющий приблизить процесс обучения  к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению французского языка.  В первый год я рассматривала влияние фонетических игр для развития артикуляционно-фонетической базы у младших школьников. Например: а) «Vole ou ne vole pas» (Летает или не летает). Учитель называет слова, знание которых необходимо проверить, вперемешку с иными, и при каждом  слове поднимает  руку. Если названное слово относится к нужной  группе («летает»), дети тоже поднимают руку, если нет – просто сидят. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков, на различие звуков.

б) Дети слушают скороговорку: Chasseur, sachez chaser sans chiens! (Охотники, учитесь охотиться без собак!). Тот, кто сумеет повторить скороговорку быстро и без ошибок, побеждает.

        В 2013-2014 учебном году рассматривала лексические игры для овладения лексикой, активизации  речемыслительной деятельности учащихся. Например: играющие должны назвать как можно больше  круглых предметов (le soleil, la pomme etc. )

        В  этом учебном году я составляю, собираю  грамматические  игры для совершенствования грамматических навыков. Например: при закреплении глаголов 1 группы, можно использовать кубики, на которых написаны местоимения, основы глаголов, окончания и дополнения.  Учащиеся делятся на две команды. Учитель говорит предложение, игроки команд составляют предложение.

        Подготовка к уроку с применением игровых технологий требует гораздо больше времени. Такие занятия повышает интерес к изучению иностранного языка.

2)Личностно-ориентированное обучение (создает условия для  самоопределения школьников, в выборе будущих профессий);

По этой технологии существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока. Например: задания на создание возможностей самопознания; задания, ориентированные на совместное развитие школьников, но без распределения ролей.

В реализации личностно-ориентированного обучения, на мой взгляд, важным является отношение к ребенку как к субъекту. Ученику надо помочь учиться, то есть сформулировать учебную деятельность.

3)Здоровьесберегающие технологии (внимание акцентируется на здоровье ребенка);

По этому пункту, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме  этого, определяю и фиксирую психологический климат на уроке. Физкультминутки  провожу, зачастую с музыкальным сопровождением. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения для рук и ног, укрепления зрения, по формированию осанки  и т.д.

Внедрение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата.

4)Проектно-исследовательская технология (включает в себя активное обучение: методы исследования, сбора, обобщения результатов учеником);

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания. Как элементы, так и собственно и технологические проекты следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методике подготовки  и защиты проекта по определенной теме.

В 2012-2013 учебном году мой ученик 4 «а» класса выполнил проектно-исследовательскую работу по теме «Фестиваль лимонов во Франции»,  в 2013-2014 учебном году ученица 4 «В» класса Оюн Бэлла работала над проектно-исследовательской работой по теме  «Сравнительный анализ волшебных сказок на примере русского, тувинского и французского народных сказок». В этом году подгруппы 4 «А», «В» классов выступили на школьной научно-практической конференции с темой «Рождество в России и Франции», где заняли первое место.

Проектная технология обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

5) Блочно-модульная технология (самостоятельная работа учащегося,  изготовление наглядных пособий, написание творческой работы. Эта технология учит ребенка искать  самому информацию, изучать и получать в новом виде);

Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. Понятие «блок» и «модуль», практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: учебная цель; учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство; контрольная работа. Как мы видим, данная технология имеет четкую структуру. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.

6)Информационно-коммуникационные технологии (дает учителю возможность разнообразить дидактический материал).

        Данные технологии обуславливают продуктивную работу и успех в производственной деятельности.

        Информационные технологии на уроках французского языка  мной используется в следующих вариантах:

Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. Подготовка презентаций должна быть четкой и хорошо продумана с точки зрения восприятия ученика.

Викторины, тесты  по определенным темам;

Было заметно, что ученики начали интересоваться тем, что будет на уроке.  Они стремятся принять участие в работе, быстрее  запоминают материал.

Таким образом, мы видим, что все вышеперечисленные технологии позволяют учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные учениками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно- следственные и другие связи.

Применяя данные технологии в обучении, учитель делает процесс более интересным, полным, насыщенным.

Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их сознание.

Список использованной литературы:

  1. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии (начальная школа) – Ростов-На-Дону, 2010 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Современные образовательные технологии , 2007 г.
  3. https://ru.wikipedia.org