Методический семинар
Инновационные методы и технологии в моей педагогической деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дари себя детям!
Из «Заповедей» Ш.А. Амонашвили
Объяснительная записка
«Методического семинара» Ооржак Сайзааны Олеговны, учителя французского языка в начальных классах МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла Республики Тыва
Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Что имеется в виду, когда говорится, методы инновации обучения в школе? Сегодня учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают в себя активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные методы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующие для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
Интерактивные методы способствует качественному усвоению нового материала. К ним относятся: - упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания; образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;
- уроки-экскурсии; уроки-встречи с творческими людьми занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, выпуск газет; использование видеоматериалов, интернета, наглядности. Поэтому инновационные методы обучения в школе способствует развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Различают следующие инновационные методы: работа в команде, игра, проектный метод, поисковый метод, обучение на основе опыта, методы проблемного обучения, дистанционного обучения и т.д.
Что касается, инновационных технологий в образовании – это некий механизм, при помощи которого задействованы новые средства и способы образовательной системы, воплощаемы в реальном мире.
Мы, учителя, знаем и стремимся достичь цели инновационных технологий, который является подготовка ученика к жизни в постоянно меняющемся мире.
Современные образовательные технологии:
- Игровые технологии;
Игровая деятельность, как инструмент преподавания, в ходе учебного процесса способствует формированию и развитию определенных речевых и коммуникативных навыков, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В обучающей игре есть цель и задача. Планирование игры должно начинаться с определения той учебной задачи, которая должна быть в этой игре решена, а уже потом нужно выстраивать саму игру, мнимую ситуацию, определять игровые правила.
С 2012 г., сроком на пять лет, мною была выбрана тема по самообразованию «Игровые технологии на уроках французского языка». Я с интересом изучаю игры, применяю их в своей практике. На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Она вызвана рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющий приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению французского языка. В первый год я рассматривала влияние фонетических игр для развития артикуляционно-фонетической базы у младших школьников. Например: а) «Vole ou ne vole pas» (Летает или не летает). Учитель называет слова, знание которых необходимо проверить, вперемешку с иными, и при каждом слове поднимает руку. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руку, если нет – просто сидят. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков, на различие звуков.
б) Дети слушают скороговорку: Chasseur, sachez chaser sans chiens! (Охотники, учитесь охотиться без собак!). Тот, кто сумеет повторить скороговорку быстро и без ошибок, побеждает.
В 2013-2014 учебном году рассматривала лексические игры для овладения лексикой, активизации речемыслительной деятельности учащихся. Например: играющие должны назвать как можно больше круглых предметов (le soleil, la pomme etc. )
В этом учебном году я составляю, собираю грамматические игры для совершенствования грамматических навыков. Например: при закреплении глаголов 1 группы, можно использовать кубики, на которых написаны местоимения, основы глаголов, окончания и дополнения. Учащиеся делятся на две команды. Учитель говорит предложение, игроки команд составляют предложение.
Подготовка к уроку с применением игровых технологий требует гораздо больше времени. Такие занятия повышает интерес к изучению иностранного языка.
2)Личностно-ориентированное обучение (создает условия для самоопределения школьников, в выборе будущих профессий);
По этой технологии существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока. Например: задания на создание возможностей самопознания; задания, ориентированные на совместное развитие школьников, но без распределения ролей.
В реализации личностно-ориентированного обучения, на мой взгляд, важным является отношение к ребенку как к субъекту. Ученику надо помочь учиться, то есть сформулировать учебную деятельность.
3)Здоровьесберегающие технологии (внимание акцентируется на здоровье ребенка);
По этому пункту, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме этого, определяю и фиксирую психологический климат на уроке. Физкультминутки провожу, зачастую с музыкальным сопровождением. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения для рук и ног, укрепления зрения, по формированию осанки и т.д.
Внедрение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата.
4)Проектно-исследовательская технология (включает в себя активное обучение: методы исследования, сбора, обобщения результатов учеником);
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания. Как элементы, так и собственно и технологические проекты следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методике подготовки и защиты проекта по определенной теме.
В 2012-2013 учебном году мой ученик 4 «а» класса выполнил проектно-исследовательскую работу по теме «Фестиваль лимонов во Франции», в 2013-2014 учебном году ученица 4 «В» класса Оюн Бэлла работала над проектно-исследовательской работой по теме «Сравнительный анализ волшебных сказок на примере русского, тувинского и французского народных сказок». В этом году подгруппы 4 «А», «В» классов выступили на школьной научно-практической конференции с темой «Рождество в России и Франции», где заняли первое место.
Проектная технология обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
5) Блочно-модульная технология (самостоятельная работа учащегося, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы. Эта технология учит ребенка искать самому информацию, изучать и получать в новом виде);
Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. Понятие «блок» и «модуль», практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: учебная цель; учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство; контрольная работа. Как мы видим, данная технология имеет четкую структуру. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.
6)Информационно-коммуникационные технологии (дает учителю возможность разнообразить дидактический материал).
Данные технологии обуславливают продуктивную работу и успех в производственной деятельности.
Информационные технологии на уроках французского языка мной используется в следующих вариантах:
Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. Подготовка презентаций должна быть четкой и хорошо продумана с точки зрения восприятия ученика.
Викторины, тесты по определенным темам;
Было заметно, что ученики начали интересоваться тем, что будет на уроке. Они стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал.
Таким образом, мы видим, что все вышеперечисленные технологии позволяют учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные учениками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно- следственные и другие связи.
Применяя данные технологии в обучении, учитель делает процесс более интересным, полным, насыщенным.
Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их сознание.
Список использованной литературы:
- Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии (начальная школа) – Ростов-На-Дону, 2010 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Современные образовательные технологии , 2007 г.
- https://ru.wikipedia.org
