Проектная деятельность в начальной школе
Педагоги, работающие многие годы в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Метод проектов является принципиально новым в педагогической практике, его относят к педагогическим технологиям XXI века. Этот метод предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире информационных технологий.
Проектная деятельность в начальной школе широко используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочное время, в частности, в группе продленного дня. Над формированием научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом коллективе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами, педагоги, должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.
Проекты в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.