Научное руководство исследовательской деятельностью учащихся: размышления на тему
В нашей работе мы все чаще сталкиваемся с необходимостью осуществлять научное и методическое руководство исследовательской деятельностью детей, и при этом сталкиваемся с рядом вопросов и затруднений.
Попытаемся осветить некоторые из них.
Приступая к исследовательской деятельности, необходимо четко представлять последовательность своих действий
1. Выбор темы исследования (движение от широкого к узкому – от предмета – к теме и проблеме исследования), выдвижение гипотезы.
При формулировании темы необходимо исходить из цели исследования.
Если поставлена цель констатировать (проверить) какой-либо факт («Дели любят мороженое»), имеет смысл отразить данный феномен в названии.
Если цель состоит в изменении каких-либо параметров («научить ребят пользоваться программой Power Point») – «Развитие навыка (процесса)…».
Если цель состоит в констатации наличия какого-либо феномена с целью его дальнейшего более глубокого познания – «Изучение…».
2. Сбор материала (в том числе прояснение значения понятий и терминов как для себя, так и для учащегося).
3. Отбор необходимого материала. Структурирование только того материала, который «работает» на гипотезу (первоначальную или измененную), отказ от всего лишнего, того, на что потрачено много времени, что представляет очень большой интерес, но не относится непосредственно к заявленной проблеме
4. Оформление
* В названии организации на титульном листе надо использовать установленное сокращение: (например, МБОУ прогимназия №24).
* В нумерации страниц, также как и в тексте работы, использовать шрифт Times New Roman.
* В оформлении ВСЕЙ работы использовать единый стиль. В случае если применяете копирование отдельных фрагментов других работ, не забывайте в завершение производить форматирование всего текста с тем, чтобы сохранялся единый шрифт (в том числе не только размер, но и цвет), а также единый стиль оформления абзацев и отступов между ними.
* В структуре работы достаточно 2 - 3 глав. При этом главы делить не стоит.
* При перечислении глав в содержании не использовать следующий вид:
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Приложение (слева номера не ставить).
При этом приложения в содержании номеровать не надо, нумерация приложений – только на страницах самих приложений, также как и их подзаголовки.
* В названиях глав не использовать слова «Основная часть», «Теоретический анализ» и т.п.
В названии 2 (3) главы рекомендуется использовать слова «Исследование…», «Изучение…».
* В работе избегать использования местоимения «я» (в отличие от защиты своей работы), использовать местоимение «мы» либо безличную форму («Исследование показало…», «Стало интересно выяснить…»).
* Не забывать выделять как объект, так и предмет исследования, а также помнить о том, что в исследовании может быть только одна цель, но несколько задач (при этом задачи помогают выделить этапы исследования).
Во введении при формулировке актуальности исследования не надо начинать абзац с этого слова, достаточно использовать его в тексте абзаца («Эта проблема является актуальной, потому что…»).
* В работе, как и в содержании, не забывать указывать названия глав и всех структурных частей (в начале страницы введения – ВВЕДЕНИЕ, в тексте глав – Глава1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ). При этом в нумерации глав рекомендуется использовать арабские цифры, римские цифры используются лишь как порядковые числительные (XX век, II мировая война).
* В тексте работы не надо выделять название каждого отдельного логического фрагмента, дайте своим читателям возможность самим сформулировать его.
* Списки также оформлять в едином стиле, рекомендуется использование номеров либо тире.
* В экспериментальной части таблицы с «сырыми» данными и промежуточными результатами использовать не рекомендуется, их лучше отправлять в приложение, а в тексте работы использовать диаграммы или те таблицы, которые наглядно иллюстрируют выводы либо служат источником для дальнейшего анализа.
* При этом в оформлении подсчетов также стоит придерживаться единого стиля (либо «человек», либо «%», поскольку одновременное применение обеих единиц измерения сбивает читателя с толку.
* При написании исследовательской работы не рекомендуется излишняя эмоциональность (использование восклицательных и вопросительных знаков), оставьте ее на момент защиты проекта.
* Ссылки на литературные источники в тексте оформляются в виде цифровых ссылок (при оформлении детских работ) либо сносок (при оформлении научной статьи педагога), название источника – только в списке литературы либо в постраничных сносках.
* Список литературы оформлять в соответствии с требованиями, при этом в случае достаточно большого количества источников рекомендуется делить их на группы: библиографии, пособия, электронные ресурсы.
* В конечном счете, оформление работы направлено на то, чтобы жюри, оценивающее вас, поняло и приняло заявленную вами тему как представляющую интерес для них самих. В связи с этим разумным кажется остановиться на критериях оценивания исследовательских работ.
* По завершении написания работы стоит обратиться за редакторской правкой и «вычиткой» текста к кому-либо другому.
При подготовке ребенка к защите необходимо также помнить о:
- необходимости точного и уверенного понимания всех понятий и терминов, применяемых в работе и
- необходимости отражения всей основной информации работы.
И помните: при защите проекта (исследования) эмоциональность как раз таки нужна и важна: если сумеете передать значимость раскрываемой темы слушателям – считайте со своей функцией докладчика справились!