Исследовательская статья "Три года по ФГОС "

Любкина Ирина Васильевна

Исследовательская  статья «Три года по ФГОС»

 

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

 

     Три   года назад мы активно включились в изучение ФГОС, а затем и в его реализацию. Самые актуальные вопросы введения ФГОС были рассмотрены на заседаниях  нашего семинара для   учителей начальных классов.

    Переход на ФГОС был осуществлен через   изучение нормативно-правовой базы федерального и  регионального уровня. Конечно все педагоги начальных классов  прошли сначала курсы повышения  квалификации по внедрению ФГОС,  но, когда коснулось практики опять появились   вопросы.  Ответы на вопросы мы искали вместе на заседаниях семинара «Актуальные вопросы введения ФГОС». Формы проведения заседаний были различны: мастер-классы, конференции, круглые столы.

   ФГОС требует от учителя разработку рабочей  программы. В рамках реализации плана по внедрению ФГОС были рассмотрены вопросы по разработке рабочих программ по разным УМК. Цель написания  рабочей программы это планирование УУД, т.е прогнозирование результатов. Несколько заседаний изучались вопросы формирования  разных УУД. А формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования, что нас всех интересует. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому главная задача школы – формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ –  т.е. учить СЕБЯ.

Неоднократно на заседаниях рассматривались такие важные  вопросы, как  в чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока?

      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

         Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

•        анализировать свои действия;

•        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

•        отличаться мобильностью;

•        быть способны к сотрудничеству;

•        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно отходит авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Выяснили мы и какие требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•    выводы делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока - дети;

•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым.

Все мы  знаем как проходил обычный урок. Учитель вызывал  ученика, который должен  был рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Вторая часть урока – учитель объяснял   следующую тему и задавал  домашнее задание.

      Теперь же, в соответствии с новым стандартом , нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

       Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

      Как должны строиться уроки? Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего был  распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объяснял тему, а потом проводил выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. А в этом поможет  групповая форма работы. Она  имеет множество плюсов : ребенок за урок может побывать в роли ученика, учителя , руководителя группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

          При реализации  ФГОС  учителю важно понять, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

        ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

         Изменилась типы  и структура  современных   уроков. Структура   должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

              Но есть самый главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Это   по- прежнему, учитель его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

          Мы убедились, что  учителя могут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего профессионализма, умения быстро перестраиваться.

Но любое новое начинание на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом.  Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Конечно необходимо учитывать требования ФГОС и  наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.

 

 

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.