10.12.2014г в ГБОУ "школа №1467 СП №6 провела открытое логопедическое занятие для родителей на тему:"Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда".

Ким Елена Львовна

 

Цель занятия: Научить учащихся различать тведое и мягкое звучание согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I  и  II ряда. На занятиях мы используем синие карточки  для обозначения твердых согласных, зеленые карточки  для обозначения мягких согласных, красные карточки  для обозначения гласных звуков.

Тема. Твердые и мягкие согласные  звуки.

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Цель:  Научить учащихся различать твердое и мягкое звучание согласных звуков.

Задачи:

I. коррекционно–образовательные:

1. Научить слышать твердое и мягкое звучание согласных.

2. Научить правильно обозначать на письме твердые и мягкие согласные.

3. Закрепить умение анализировать звуковой состав слова.

4. Закрепить умение делить слова на слоги.

5. Закрепить умение выделять ударный слог, обозначать ударный слог на письме при помощи знака ударения.

  II. коррекционно-развивающие:

 1. Развивать фонематический слух.

 2. Развивать речеслуховую и зрительную память, внимание, мышление.

  3. Развивать  умение ориентироваться «на самом себе», различать правые  и левые части тела.

 III. коррекционно-воспитательные:

   1.   Развивать  коммуникативные навыки: доброжелательное отношение друг к   другу, навыки самоконтроля, самооценки.

       Оборудование: картинки (медведь - папа, медвежонок), овощи (морковь, помидор, картошка, капуста, перец, редька, репа), фрукты (лимон ,груша, персик, виноград, банан, вишня), две корзинки. Таблица с гласными буквами  I  и II ряда.

  Xод занятия.

I.   Послушайте сказку про двух медведей.

-Жили-были два медведя. Один медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

-Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

-Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голоском.)В песенке большого медведя согласный  [т ] звучал твердо, а в песенке маленького медведя [ т] звучал мягко.

Задание 1. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Медведи очень любили овощи и фрукты. Медведь — папа ел овощи и фрукты, названия которых начинались с твердым звучанием, а медвежонок любил овощи и фрукты,  названия которые начинались с мягкого звучания. Давайте распределим картинки по корзинкам. Дети выходят к доске и раскладывают картинки по корзинкам.

Логопед:   Давайте споем нашу песенку.

Iряд -  IIряд

А       -     Я

О       -     Ё

У        -    Ю

Э-      -     Е

Ы        -    И

Давайте споем песенку гласных звуков, активно  артикулируя губами с использованием зеркал.  Вспоминаем гласные  I и II  ряда. Смотрим на таблицу.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда

«Если после согласной стоит гласная первого ряда (А,О,У,Э,Ы), то согласный  звук звучит  твердо. Если после согласной стоит гласная второго ряда (Я,Ё,Ю,Е,И), то согласный звук звучит мягко»

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

    Задание 2. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили согласный мягко.)

 Варя, Валя.   Логопед:   Здесь буква я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Алена,  Лева.  Логопед:  Здесь буква ё влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

 Нюра, Люба.  Логопед:  Здесь буква ю влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

 Вера, Света.  Логопед: Здесь буква е влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

Рита,  Лида.  Логопед:  Здесь буква и влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

   Задание 3.  Работа у доски. 

Дети по очереди выходят к доске и записывают слова по слогам, выделяют ударный слог при помощи ударения. Подчеркивают согласную букву, которая звучит мягко, одной чертой,  а гласную, которая смягчает согласную  - двумя чертами.

Ва—ля,   Ва —ря,   Але —на,   Ле —ва, Ри-та, Ню-ра,  Се-ма,   Све-та.

Повторяем правило « перенос слова по слогам»

 1.Слова из одного слога не переносятся.

2.Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

3.Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.

  Задание 4. Развитие фонематического слуха.

Логопед:  Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какая буква повлияла на его смягчение.

Терка,  клюв, кеды, мир, тетка, мясо, лес, рюшка, телка, семга, ветер.

Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных, (я, ё, ю, е, и.) Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит  гласный второго ряда.)

Задание 5. Разминка интеллектуальная – игровая.

Игра:  «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки). Логопед называет овощ, дети поднимают правую руку, если  в названном овоще можно есть вершок, левую   руку - если  корешок.

Капуста (П)

Морковь (Л)

Баклажан (П)

Свекла (Л)

Картофель (Л)

Кабачок (П)

Помидор (П)

Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо)

Репа (Л)

Огурец (П)

Лимон (фрукт, руки поднимать не надо)

Редис ( Л)

 Задание 6. Развитие фонематического слуха,  речеслуховой памяти и внимания.

1. Прослушайте и повторите ряды слогов.

2. Найдите одинаковые  слоги в каждом  ряду, назовите их, напишите в тетради.

ТА - ТА— ТЯ                 КУ - КЮ - КЮ

ПУ— ПЮ— ПУ           ЛЯ — ЛА —ЛА

СИ —СЫ—СИ              РЕ — РЭ— РЕ

МЕ — ТЕ — ТЭ            МИ— МЫ— МЫ

МО —МЁ —МО           ПО — ПЁ — ПЁ

Задание 7. Развитие мышления, пассивного и активного словаря.

Игра «Кто больше назовет слов на заданный звук?»

Логопед называет звук, ученики придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. В конце игры подсчитывается количество кружочков у каждого ученика. Выигрывает тот, у кого их больше. Заданные звуки: (П и Пь, Т и Ть, С и Сь, Л и Ль и т.д.)

Итог занятия:

  1. О чем мы говорили на занятии?  (о твёрдых и мягких согласных звуках)

  2. Какие гласные обозначают мягкость согласного? (гласные второго ряда)

 3. Какие сказочные помощники участвовали? (Медведи)

 4. Поднимите  левую руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»