План программы «Психологически безопасная образовательная среда»

Хавкина Татьяна Александровна

Недавно перелистывала свои документы и нашла довольно интересную информацию. В прошлом году,будучи еще педагогом-психологом в начальной школе,проходила курсы повышения квалификации по теме "Социальная защита детей от насилия". Итоговой работой являлось составление Плана программы на данную тему. И предполагалась разработка в соответствии со специальностью. Естественно, программу подгоняла под школьную среду, и потому , в соответствии с нынешними ФГОС,думаю может информация будет полезной для школ. Программа полностью авторская. Так что, даю свою осознанное согласие на использование моего материала. Так сказать,чтоб не лежало. =)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационная работа по курсам повышения квалификации

«Социальная защита детей и подростков от насилия»

Составление программы «Психологически безопасная образовательная среда»

Программа «Необходимость развития психологической компетентности педагога, как одно из важных решений в проблеме школьного насилия»

Цель:  Формирование психологической безопасности образовательной среды в школе по средствам повышения уровня психологической компетентности педагогов, в вопросах школьного насилия.

Теоретические основы программы:

1. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Школьное насилие может быть психологическое и физическое.

Психологическое насилие рождает у «жертвы» эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. К такому виду насилия относятся: своеобразные ярлыки, замечания, насмешки, необъективные оценки, высмеивание, унижение, изоляция, игнорирование.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к «жертве», которая в некоторых случаях может влечь за собой физические травмы. К такому виду насилия относятся: избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

2. Безопасная образовательная среда - это системы психологической и педагогической безопасностей учебно-воспитательного процесса.

Сущностью безопасной образовательной среды является обеспечение участников учебно-воспитательного процесса безопасным окружением для благополучного приобретения новых знаний, умений, конструктивного общения, самореализации и удовлетворения всех необходимых потребностей, без причинения психологического и физического вреда здоровью его участникам (в данном случае ученики или учителя).

3. Важнейшими показателя психологически безопасной образовательной среды являются: качество межличностных отношений (конструктивное общение в диаде «учитель-ученик» и «ученик-ученик»),  психологическая  защищенность,  психологический  комфорт и удовлетворенность  образовательной средой всех участников учебного процесса. Одним из важных показателей, на мой взгляд, является удовлетворение личностных потребностей ребенка, что изначально включает в себя все вышеперечисленные показатели.

Задачи:

1. Отобразить в образовательной среде школы психологическое содержание, технологии и средства относительно рассматриваемой проблемы.

2. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, имеющими вопросы относительно данной проблемы.

3. Проведение психологических занятий, тренингов с педагогами школы в рамках данной проблемы.

4. Формирование схемы безопасного взаимодействия педагогов с участниками школьного насилия. Обучение педагогов приемам конструктивного диалога и адекватного решения проблемы.

5. Разработка пакета нормативно-правовых и методических материалов педагогам для их дальнейшей успешной работы по данной проблеме.

Основные направления работы:

В данной программе объектами являются педагоги, которые должны получить с ее  помощью, основные ответы в работе с родителями и учащимися, включенными в ситуацию школьного насилия. Исходя из этого, можно описать основные направления в работе.

1. Создание комфортной обстановки участников в течение реализации программы

2. Описание и изложение всей информации, необходимой для повышения уровня психологической компетентности педагога, по средствам индивидуальных и групповых бесед, тренинговых занятий, методической и нормативно-правовой документации

3. Обучение педагогов приемам, методам и формам конструктивного общения с учащимися в ситуации школьного насилия, безопасного выхода из сложившейся ситуации

4. Обучение методам саморегуляции в работе педагогов, по средствам лекций, бесед, психологических упражнений и игр

5. Обучение педагогов формам и методам работы с родителями по данной проблеме, через применение бесед, индивидуальных консультаций, тренинговых занятий.

Формы и методы работы:

1. Установочный мини-семинар для педагогов

Цель: описание содержания программы, методов и форм работы.

2. Педагогический совет в виде круглого стола

Цель: обсуждение содержания заявленной проблемы, установка возможных дополнений и пожеланий.

3. Групповая консультация педагогов «Поделись своим секретом»

Цель: установка доверительных отношений между педагогами и реализаторами программы. Наметить возможные явные проблемы по данной теме. Обсуждение накопившейся «информации», эмоций по данной теме. Постановка важных вопросов и нахождение путей их возможного решения.

4. Индивидуальные консультации

Цель: эмоциональная поддержка педагогов, решение возможных явных проблем по данной теме.

5. Тренинговое занятие с педагогами «Агрессия и Мы»

Цель: изучить возможные варианты проявления агрессии в школьном насилии, помочь определить и найти возможные пути решения, по средствам саморефлексии и анализа ситуаций.

6. Круглый стол «Агрессивный ребенок»

Цель: найти и определить основные факторы агрессивного поведения ребенка. Показать формы и методы преодоления данной проблемы.

7.  Психологическая игра «Ты мне - я тебе»

Цель: определить и обучить методам конструктивного диалога с агрессорами в ситуации школьного насилия

8. Тренинговое занятие «Мир в душе»

Цель: обучить педагогов методам саморегуляции.

9. Беседа «Родители или мы»

Цель: показать педагогам важность их психологической компетентности. Совместное нахождение вариантов донесения информации и путей решения конфликтных ситуация педагогов до родителей. Указать на необходимость работы педагогов с родителями по теме школьного насилия и детской агрессивности

10. Психологическая игра «Учитель или Родитель: Кто кого?»

Цель: формирование благоприятного отношения педагога к родителям, не справляющимся со школьными агрессорами. Обучить методам конструктивного диалога с родителями школьных агрессоров.

11. Круглый стол «Кто мне поможет!?»

Цель: Изучить нормативно-правовые основы педагога, ученика и родителя в вопросах школьного насилия

12. Групповая консультация

Цель: обсуждение не озвученных проблем, рефлексия проведенных занятий, определение пожеланий и возможного редактирования данной программы.

13. Оформление нормативно-правового стенда в каждом классе, раздача брошюр по саморегуляции педагогов, методам и формам конструктивного диалога с агрессорами, мини-брошюра «Мои права и обязанности».

Цель: информационно-методическая просвещенность.

Сроки реализации программы:

Данная программа со временем должна пополняться и обновляться, но неизменными сроками реализации можно назвать начало второй учебной четверти до конца третьей учебной четверти.

Предполагаемые результаты:

Предполагаемыми результатами можно назвать те результаты, которые в скором времени будут отображаться в полной картине статистики фиксирования тех или иных случаев психологического или физического насилия в школе. Но осознавая всю суть и тяжесть проблемы, которая по средствам реализации одной только программы, не может быть решена, можно отметить результаты, которые хотелось бы видеть. Важными показателями результативности можно считать осознанное принятие материала, который предлагается педагогам в качестве повышения их психологической компетентности; смена точки зрения на эту проблему, в положительную сторону; конструктивное общение между всеми участниками учебного процесса (умение применять отработанные методы и навыки); открытость в произношении данной проблемы, угнетение страха в общении с «агрессорами». Исходя из этого, можно подвести своеобразную черту – любая положительная динамика в решении вопроса школьного насилия в образовательной среде, может указывать на не безнадежность путей ее дальнейшего решения.