Статья "Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий".

Все программы развивающего обучения направлены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Не всегда наши намерения реализуются в желаемом объёме, ибо мы забываем, что « главный признак самостоятельной деятельности - это управление этой деятельностью со стороны ученика ». Доведение ученика до самостоятельного целеполагания в процессе учебной деятельности возможно только при правильной  оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника.

 Опрос, проведённый среди учащихся начальных классов, показал, что интересы детей связаны не только с компьютерными играми. Общаясь с компьютером, детям хочется научиться рисовать, писать, искать интересную информацию. Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Взрослые ( экономист, кассир, инженер, менеджер ) работают за компьютером. У школьника своя работа – усвоение основ наук.

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. В письме Минобразования России от 13.08.02. № 01—51-088 ИН предлагается « осуществить организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий ». О важности подобной деятельности свидетельствует тот факт, что предполагается ввести в штатное расписание общеобразовательных учреждений должность заместителя директора по информации образования.

Согласно новым образовательным стандартам, «предполагается осваивать компьютерную грамотность в рамках изучения интегрированного курса».

Использование новых информационных технологий может преобразовать преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо высокий уровень интерес детей к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например:

 

- на уроках математики, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношение множеств, решают с помощью графиков задачи  (программа « Наставник »).

 

- на уроках труда компьютер используется в качестве технического средства обучения, позволяющего учителю осуществить следующее:

а) показать в наиболее доступной и привлекательной форме ( мультфильм )

     приёмы и последовательность выполнения трудовых операций при работе с     бумагой и картоном.

б) подготовить к уроку разнообразный раздаточный материал ( программа « Детская мастерская ».)

 

- на уроках русского языка компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельно работать:

а) с объёмным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности

б) используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребёнок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект

в) работать с  тестом  (программа « Наставник »).

 

- на уроках природоведения ребенок может получить дополнительную информацию в виде просмотра фильма о животных, городах, природных зонах из программы  « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ».

- на уроках чтения получить дополнительную информацию  о писателях, прослушать их произведения из программы  « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ».

Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Увлекаясь поставленной проблемой, дети начинаю поиск информации не только в компьютере, но и в своей  домашней библиотеке и привлекать родителей. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, правилами цитирования, учится оформлять работы графикой.

Практика показывает, что, организовав учебный процесс с использованием компьютера, можно оптимизировать процесс обучения. У ребёнка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новизны, первоначального интереса -явление кратковременное. Не подкреплённое вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчётливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, «привыкание» к нему.

Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начинают задумываться о том, что же им даёт работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения: отпадает необходимость в операции письма, появляется возможность увеличить объём необходимой тренировки, внимание сосредоточивается  на самой сути выполнения задания.

Включение компьютера в урок позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В ряде компьютерных программ предусматривается разделение заданий по уровням трудности и предоставление учащимся заданий того уровня, который им доступен.

Фронтальный опрос. Весь класс работает с учителем, показывая безударную гласную в корне слова сигнальными карточками, а часть слабых учеников приглашаются к компьютеру и работают с той же орфограммой, но уровень трудности ниже. У слабого ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это- как поощрение, как доверие. Такой подход ведёт к гуманизации обучения.

Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочнее запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов. Такие уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на освоение знаний. Сущность таких уроков в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что каждый ученик имеет индивидуальное задание по своему уровню развития.

Продуманность организации и содержания компьютерного урока, чёткость в переходах от одного вида работы к другому повышают интенсивность урока и интерес учеников к уроку. Различные формы компьютерного контроля ( картинка-приз, оценка-«Тебе присваивается звание профессора» и др.) обеспечивают объективность и своевременность в подведении итогов работы.

В настоящее время определяются методические особенности компьютерного урока. Урок проводится один раз в неделю, не более 20 минут от урочного времени занимает работа с компьютерной программой. Для снятия зрительного напряжения проводятся «минутки отдыха», но главным образом отдых происходит за счёт смены видов деятельности ( например, работа на компьютере, затем устный опрос.)

Я убеждена, что разумное включение компьютера в урок позволяет оптимизировать учебный процесс, сделать его по-настоящему интересным и познавательным для ученика.

 

 

Комментарии

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Полностью. согласна с Вами. Компьютер - это большое подспорье в любом уроке. У меня в классе появился этот "друг" в марте прошлого учебного года, но благодаря ему можно составлять вопросы для фронтального опроса. Старались отвечать и были активными даже те ученики, кто никогда не стремился работать. Я уже не говорю про просмотр презентаций и видео - интерес к предмету сразу вырос. Видно было и без анкет.