«Патриотическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»

 Светлана Геннадьевна Попова

 

Воспитание патриота страны – одно из главных условий

национального возрождения.

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.

По словам А.Н.Толстого «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней её счастливых и несчастных дней».

Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот по Далю - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». 

    

Актуальна и необходима  ли эта тема?

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества патриотическое воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместно с родителями, старшеклассниками, педагогами.

                                                                                                        

В содержании патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяются следующие духовно – нравственные  ценности:

  • гражданственность;
  • патриотизм, преданность своему  Отечеству;
  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей;
  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям морали и права;
  • целеустремлённость, умение действовать в экстремальных ситуациях;
  • бережное отношение к истории, культуре, традициям своего народа.

Время даёт всё новые факты признания важности патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время эта проблема поднята на разных уровнях. Утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

 

Цель реализации проекта:

формирование активной гражданской позиции, социализации учащихся, стимулирование интереса школьников к решению активной на сегодняшний день проблемы возрождения российского патриотического сознания.

 

Задачи:

  • развитие физических способностей;
  • формирование патриотических чувств и сознание патриотических ценностей;
  • воспитание человека – гражданина, способного встать на защиту государственных интересов;
  • бережное отношение к истории, традициям своего народа;
  • улучшение условий для занятий физической культурой и спортом, укрепление здоровья школьников; формирование у учащихся культуры общения в школе, семье, обществе.

Понимание  гражданско – патриотического воспитания заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, т. е. каждый соотносит свои действия с пользой для общества, сознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.

Исходя  из такого понимания, необходимо  обращать внимание на воспитание не только патриота  как политической любви к Отчизне, но и морально – нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле.

Формирование нравственных ценностей способствуют гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями на основе принципа активности самих учащихся.

 

Формы  работы по патриотическому воспитанию в начальной школе:

 

  • 1.Уроки: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, технология, русский язык; уроки мужества, гражданственности.
  • 2.Внеклассная работа: беседы, классные часы, родительские собрания, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми нашего города, акции, предметные недели:

неделя, посвящённая дню города;

неделя, посвящённая дню матери;

неделя, посвящённая Дню Победы;

неделя, посвящённая Дню защитника Отечества;

  • 3.Проведение тематических праздников: 8 Марта, День конституции и т. д.
  • 4. Любовь к языку – традициям: фольклорные праздники, Масленица.
  • 5.Сотрудничество с музеями, библиотеками.
  • 6.Экскурсии по городу, краю.
  • 7.Посещение музеев.
  • 8.Посещение театров, кино.
  • 9.Проведение читательских конференций.
  • 10.Краеведение.

 

Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные источники:

  • учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например уроки литературного чтения способствуют главным образом нравственному просвещению, т.е. формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения;
  • учебные программы содержат богатейший материал по нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию; 
  • содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики;
  • учебники, например, «Литературное чтение», «Окружающий мир»  могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения. Эти пособия дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции.

Итак, уроки должны формировать гражданскую и нравственную позицию младшего школьника. Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Моя семья» было дано задание: составить семейное дерево, при этом ребята знакомились с историей своей семьи, её традициями. С целью формирования понятия того, как развивались и совершенствовались жизнь и быт народа учащимися были созданы презентации на темы: « Что пили на Руси до появления чая», «Жилище Древней Руси».

Сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда  я родом», «Традиции моей семьи»  способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Использование  на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний, способствуют формированию у них правильного представления о том или ином историческом событии и явлении,  помогают разобраться в их сущности и значении.

 В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, общий подъём патриотических чувств. Эти записи позволяют ясно представить картины недавнего прошлого, которые для учащихся являются историей.

Для  закрепления полученного на уроках, придания практической направленности важна взаимосвязь  с внеурочной деятельностью.

Важную роль  играют беседы со школьниками и классные часы. Например, беседы « Кто такой патриот? Что значит любить свою Родину?» заставляют задуматься, поразмышлять над этими вопросами. На  классном  часе  «С любовью к России» ученики знакомились с символикой России,

« И мы трудиться будем! Предприятия нашего города» узнали о разных  профессиях,

о предприятиях  родного города.

Очень интересно проходят  встречи с ветеранами (Екатеринушкин  Н.А. ветеран Великой Отечественной войны)  и знаменитыми людьми нашего города. Перед встречей с ветеранами проводятся конкурсы на лучшую стенгазету, сочинение, рисунок на военную тематику, готовят номера художественной самодеятельности.

С целью формирования таких  нравственных качеств, как милосердие, доброта,   ученики приняли активное участие  в акциях  «Помощь солдатам России»,  «Малютка» и др.

Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор и изучение краеведческого материала, и использование его на уроках. Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.

По словам Д.С.Лихачёва «Любовь к родному краю, родной культуре,  родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. С этой целью ученики приняли активное участие в неделе, посвящённой  дню города, где рисовали рисунки «Мой любимый город», прошла экскурсия по городу.

В неделе, посвящённой  Дню Победы ученики готовили стихи на военную тематику, слушали песни военных лет, рисовали  картины войны в их  представлениях.

 

В целях воспитания  в детях внимательного и бережного отношения к маме участвовали

в  неделе, посвящённой дню матери, ребята приготовили своими руками подарки для своих мам, пригласили на внеклассное мероприятие «Мамочка любимая моя».

Для развития физических способностей и формирования патриотических чувств,  приняли участие в неделе, посвящённой  Дню защитника Отечества, где ребята провели игру «Зарничка» и заняли 2 место. Игра состояла из нескольких этапов: «Сапёры», «Метание гранат», «Связисты»,  «Санитары» «Разведчики», с которыми ребята успешно справились, побывали в реальной ситуации, помогали друг другу, переживали за каждого.

Также учащиеся класса участвовали в конкурсе рисунков «Моя армия родная» и заняли  3 призовых места.

Традицией стало  в нашем классе проведение тематических   праздников:  8 Марта, «Здравствуй, осень», «С днём рождения!»

С целью  ознакомления с различными профессиями   было проведено общешкольное мероприятие «Все работы хороши – выбирай на вкус» с презентационным сопровождением. Этому мероприятию предшествовала большая подготовка: газеты «Профессии наших родителей», «Школа! Школа! Ты начало всех профессий и дорог»  (о сотрудниках школы), рисунки детей «Все профессии нужны – все профессии важны», выставка поделок, выполненных учащимися. Все профессии были наглядно представлены костюмами. На празднике было много песен, танцев, а также загадок, викторин, кроссвордов.

В работе по патриотическому воспитанию учащихся широко используются музеи города, школьные музеи. Отличительной особенностью школьного  музея является то, что вся его деятельность непрерывно связана с жизнью того места, где живёт ребёнок.

В нашей школе функционируют три музея:

  • комната Боевой славы    - кабинет 217 руководитель Журбина Т.В.
  • комната «Быт народов России» - кабинет 124 руководитель Сафронова Н.П.
  • экспозиция военной техники в миниатюре –кабинет132 руководитель Черватюк А.С.

7 мая 2007г. в сош №28 была открыта Комната Боевой Славы. В нём представлены военная  форма, макеты военной техники, награды Великой Отечественной войны, образцы немецких боеприпасов времён второй мировой войны, находки поисковой группы «Набат»,военные фотографии полковника Маслова А.С., подлинные документы 1941 – 1945 г,  книга с дарственной надписью Калашникова М.Т. В группу «Набат» входят учащиеся нашей школы.  Интересные экскурсии проводят ученики 11 класса.

В комнате «Быт Народов России» представлены предметы быта русского народа, национальные костюмы, игрушки, различные изделия, созданные руками  русского народа и многое другое.

В экспозиции представлена в миниатюре военная техника, портреты конструкторов, героев войны.

23 декабря 2010 года при СОШ №28 была открыта музейная экспозиция «Страницы летописи Балаковского образования». Здесь представлены все школы города и района  и можно узнать об истории образования со времён революции до наших дней.

Музейная работа – важное звено в системе гражданско – патриотического воспитания.

Всем классом мы побывали в библиотеке. Там ребята увидели выставку книг, посвящённую теме «Ты гражданин России». Библиотекарь также рассказала много интересного и удивительного о нашем городе. Ребятам было дано задание поговорить с родителями, дедушками, бабушками и выяснить новые интересные  моменты о нашем городе.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является проведение читательских конференций по отдельным книгам, в которых ярко раскрывается подвиг молодёжи в годы войны. Готовясь к читательской конференции, не даётся специального плана, а каждый учащийся должен внимательно прочитать произведение и подумать над тем, что было главным в поступках людей, найти особенности его характера и действия каждого из них и, наконец, всё это выразить по- своему.

 «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота        -  это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

Литература

1.Д.А.Алгазин «Воспитание юных  патриотов». Москва. «Просвещение» 1979г.

2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Кавинская Н.В.Программа патриотического воспитания Я – гражданин России» 2009г.

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Баснева Э.П. «Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения» 2009г.

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Касперович Н.Н.Программа Я – патриот» 2009г.

5.Журнал «Начальная школа» №5 2009г. Ю.А.Власов «Музей боевой славы – центр – патриотического воспитания» с.14

6. Журнал «Начальная школа» №2 2007г. А.И. Попова «Воспитание патриота России» с. 39