Технологии формирования ИК

Бекетова Ольга Александровна
В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в  
 
образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь 
 
развиться». Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых 
 
форм  работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного 
 
исследователя, широко использующего информационные технологии для получения необходимой 
 
информации. Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. 
 
Теперь одной из ее целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И 
 
ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть 
 
информационными и коммуникационными технологиями.
 
Технологии формирования ИК делятся на две группы: традиционные и ускоряющие.
 
Основными традиционными источниками информации являются: наблюдение, слово как символ 
 
понятия, книжный текст,  общение.
 
С самых первых уроков в школе ученики наблюдают за каким-либо объектом. Так, например, на 
 
уроке математики, выявляя сходство и различие божьих коровок, дети замечают, что у одной из 
 
них только 5 ножек, а у других – 6. Выясняется, сколько же ножек у божьей коровки, к какому 
 
классу животного мира  она относится, у всех ли насекомых такое же количество ножек. Таким 
 
образом, получение информации произошло непосредственно на одном из фрагментов урока.
 
Не менее важным источником информации служит слово как символ понятия. Здесь  чаще всего 
 
проводится  работа со словарями. Словарь выступает как орудие познания. С его помощью 
 
учащиеся получают новые знания. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный 
 
запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не 
 
понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому 
 
произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (щавель, морковь и т.д.). Задача 
 
учителя  на данном этапе – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную 
 
для себя информацию. На уроках русского языка и чтения используются орфографический, 
 
толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов.
 
Наиболее значимым источником информации в начальной школе, конечно же, является книга, а 
 
именно, книжный текст. Книга – основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми 
 
сложный мир жизненных ситуаций, учат разбираться и правильно их оценивать. Они рассказывают 
 
учащимся о Родине, о людях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее 
 
человечества, книги обогащают их ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. 
 
На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией 
 
усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность.  Учебная 
 
информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:
 
 создать положительную мотивацию на уроке;
 
 обеспечить активную работу по смысловому анализу информации;
 
 сформировать навыки осмысления учебной информации;
 
 обогатить словарный запас ученика;
 
 способствовать оптимальной организации внимания;
 
 вооружить рациональными способами запоминания.
 
Следующим источником информации  является общение. «Общение – это обмен духовными 
 
ценностями… который происходит в форме диалога… как с «другими Я», так и в процессе 
 
взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении А.В. Мудрика удачно соединены 
 
сразу несколько важных понятий – внутриличностный диалог, межличностный диалог, духовность, 
 
ценности, принципиальные для адекватного понимания проблемно-ценностного общения. В 
 
процессе общения происходит обмен информацией. Важнейшим показателем продуктивности 
 
учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
 
Познавательная активность – это потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, 
 
способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к решению той или 
 
иной задачи, желание не только понять новое, но и найти  способы их добычи, умение 
 
выслушивать суждение другого человека, способность высказать свою точку зрения. В развитии 
 
познавательной активности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные 
 
занятия: беседа, диалог, работа в парах, в группах.
 
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес «индустриальной эпохе» 
 
называют «информационной эпохой». Она ставит перед школьным образованием и новую 
 
проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, в 
 
мире, где ускоряется процесс выявления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых 
 
профессиях, в непрерывном повышении квалификации. 
 
Так появляется вторая группа технологий формирования ИК – ускоряющая, в которую входят 
 
информационно-коммуникационные технологии и компьютеризация обучения.
 
Информационные и компьютерные технологии сегодня входят во все сферы жизни общества и 
 
виды деятельности людей, а с недавних пор компьютер стал неотъемлемым атрибутом системы 
 
образования на всех его ступенях. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной 
 
деятельности.
 
Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает 
 
роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приемов и средств 
 
организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально 
 
информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.
 
Продуктивная и результативная работа современного учителя с информационно-
 
образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как 
 
ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной 
 
информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных 
 
технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с 
 
представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда 
 
требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.
 
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» при создании 
 
учебного комплекса учителя ориентирует на то, что современный учитель должен быть «ИКТ»-
 
компетентен, то есть:
 
 владеть основными инструментами пользователя компьютера (текстовый редактор, 
 
редактор презентаций. Динамические таблицы, база данных);
 
 мультимедийными информационными источниками;
 
 инструментами коммуникации (интернет, электронная почта);
 
 ИКТ-средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, 
 
цифровое и мультимедийное оборудование).
 
Сегодня важно формировать информационную культуру учеников, позволяющую им использовать 
 
компьютерные технологии при изучении всех школьных дисциплин, во внеурочной и досуговой 
 
деятельности. Школьники должны научиться оценивать ресурсы и различать реально возможное и 
 
целесообразное в ее использовании. 
 
Таким образом, владение компьютерной техникой учителем начальных классов является 
 
необходимостью и насущной проблемой. В требованиях к профессиональному стандарту педагога 
 
профессиональная ИКТ-компетентность определяется как квалифицированное использование 
 
общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при 
 
решении профессиональных задач там, где это необходимо. Поэтому, несомненно, умение 
 
учителя работать в информационной среде способствует более качественному усвоению знаний 
 
его учениками.