«Можно ли заниматься воспитанием в школе без "наставничества" и "чтения морали"

Томленова Ирина Александровна

«Можно ли заниматься воспитанием в школе без "наставничества" и "чтения морали"

В педагогике есть много различных способов воспитания. Один из них, например, чтение морали. Моральные максимы говорят: ты должен поступать так, а не иначе. Ты должен уважать старших, помогать бедным, ты должен быть добрым и т. д. — должен, должен, должен! Мораль — это всегда повелительное наклонение, императив. Но мы не любим, когда нам что-то навязывают. Значит, нужно использовать другие приемы воспитания детей.
Воздействовать, воспитывать можно многим. Например, своей личностью. Лицо, жесты, костюм учителя — все важно. Но самое главное не то, о чем он говорит, а то, как он это делает. Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: «Если вы хотите узнать характер человека, его ум, насколько он воспитан, лучший способ — прислушаться к тому, как он говорит». Не что, а как. Учитель должен владеть своим голосом, уметь менять тональность, делать акценты на главном.
Можно воспитывать личным примером. Если учитель сам человек совестливый, он будет стараться и ученика таким сделать — своим поведением, поступками. Причем одному это не под силу, это общее дело всех учителей. И тут можно говорить о школе как о воспитательном организме. Когда в школе создается благоприятная среда, ученик органично в нее входит и воспитание идет нормально. Для этого есть разные инструменты и, прежде всего — дело. Какое-то общее дело, которое должно захватить и учителей, и ребят. Если в школе это не организовано, ничего не получится, все остальное искусственно. Нравственные качества должны реализовываться на практике, иначе их не воспитаешь. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое “Я” в процессе совместной деятельности, труда и общения. Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов.
Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?
Воспитательная деятельность – это:
• педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;
• помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;
• организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;
• создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;
• «включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;
• создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.
Для себя могу определить, я занимаюсь именно воспитанием, а не морализаторством, если:
- создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;
- создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;
- учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;
- стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;
- привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;
- создаю ситуацию успеха;
- тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;
- помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;
- привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;
- обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;
- в общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;
- доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;
- вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;
- проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;
- создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;
- настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;
- поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи.

 

Результат выполнения домашнего задания

KorchemlykO аватар

Здравствуйте!
Уважаемая Ирина Александровна, Вы выполнили задание в соответствии с требованиями ведущих вебинара. Работа будет Вам зачтена. Приглашаем Вас принять участие в следующем вебинаре по теме: «Внеурочная деятельность как ресурс формирования личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»,
который состоится 14 марта 2013 года.

Коллектив ОС "Школа 2100" желает Вам успехов в труде.

Корчемлюк Ольга Михайловна, методист, эксперт УМЦ ОС "Школа 2100"