Дидактические игры на уроках ручного труда для детей с ОВЗ

Манылова Елена Александровна

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать  игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

    Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда  служит средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением  интеллекта, и играет существенную роль при ознакомлении с предметами окружающего мира.

    Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что весьма важно для прочного усвоения знаний умственно отсталыми учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках ручного труда.

    На протяжении последних двух лет я работаю учителем ручного труда в классе детей с тяжелой умственной отсталостью. В классе пять человек, они обучаются второй год. У учащихся  тяжелая степень снижения интеллекта, которая проявляется во всей познавательной деятельности. У детей отмечаются следующие нарушения: величину предметов не дифференцируют, основные цвета не сличают, геометрические фигуры не выделяют, ориентировка на форму отсутствует. Элементарные количественные представления отсутствуют. Осуществляют захват предметов разной геометрической формы.

    Дети имеют формально сохранные анализаторы, но у  большинства этих детей идет недоразвитие сенсорных функций, неумение полноценно использовать  свои анализаторские способности.  У наших детей плохо развита двигательная координация. На первом году обучения дети не могли собрать пирамидку, вложить вкладыши, сложить предметы в емкость.  В результате  целенаправленного обучения и развития сенсорной сферы характер деятельности детей по выполнению посильных практических задач значительно изменяется в лучшую сторону: деятельность становится более осмысленной, организованной; дети быстрее понимают задание, их действия становятся более четкими.

Слайд№2

    В своей работе над развитием сенсорной сферы учащихся я, в основном, использую дидактические игры, потому что именно игра для ребенка – самый  доступный и желанный вид деятельности.

    Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать  игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

    Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда  служит средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением  интеллекта, и играет существенную роль при ознакомлении с предметами окружающего мира.

    Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что весьма важно для прочного усвоения знаний умственно отсталыми учащимися. Кроме того, дидактическая  игра – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний.

Слайд№3 

    Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы  на моих уроках по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной отсталостью. С этой целью использую различные виды деятельности прямо или косвенно способствующие развитию сенсорных представлений:

-лепка из теста, пластилина, глины;

- аппликация из разного материала;

-игры с конструктором, мозаикой;

- сортировка мелких предметов;

- пальчиковая гимнастика.

Слайд№4

    Работаю я с такими детьми  недавно,  дидактического материала для проведения уроков на должном уровне у меня практически не было, поэтому  на первых этапах работы все мои усилия были направлены на создание развивающей  среды.  Многое сделала сама, своими руками, используя бросовый материал. Игры разработала адекватно той игровой и речевой  среде, в которой они применяются, а также с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей учащихся:

Слайд№5

- игры с резиночками повышают упругость мышц ручной мускулатуры;

-игры с веревочками, тесьмой, шнурками хорошо тренируют мелкую моторику и координацию движений;

Слайд№6

- игры с разноцветными прищепками, путем механического сдавливания  подушечками пальцев, активизируют связи между клетками головного мозга.

Слайд№7

    Созданные мной игры – многофункциональны, они развивают тактильные ощущения, зрительное и пространственное восприятие, крупную и мелкую моторику, активизируют мыслительную и познавательную деятельность.

Слайд№8

Например: игра «Фруктовый сад».

    Представляет собой панно, изготовленное из ряда съемных деталей, которые крепятся на липучки.

    Каждая деталь для панно с наполнителем разной фактуры: грибочки – фасоль, облака – пшено, дерево - гречка и т.д. Дети, ощупывая детали, развивают тактильные ощущения и одновременно познают  качество различных материалов.

    Деревья разного размера (большое и маленькое) – зрительное восприятие. Для ориентировки в пространстве – грибочки под деревом, яблоки на дереве, облако над деревом. Для дифференциации по размеру и форме – груши на большом дереве, яблоки на маленьком дереве.

    Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук.

Каждый свой урок я всегда начинаю с пальчиковой гимнастики и плавно перехожу к играм на развитие мелкой моторики.

Слайд№9

    Для развития мелкой моторики  полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами.  Простые  движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Дети сравнивают на ощупь песок, пшено, фасоль,  горох, и получают новые тактильные ощущения.

   Для этого я использую такие дидактические игры: «Волшебный сундучок», «Мозаика», «Веселые бусины», «Посади клумбу».

Слайд№10

    В игре «Посади клумбу» развиваю тактильные ощущения пальцев рук (прикосновения к травке, полянке, цветам). Учу пристегивать цветочки на пуговки. Группируем цветочки по цвету.

Слайд№11

 На уроках по конструированию развиваю восприятие формы.

    В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующего размера. На этом этапе обучаю различным параметрам величины, в частности, ширине предметов.  Особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, практического выделения формы, величины, восприятию цвета, их различению, соотнесению и запоминанию.

Слайд№12

    На моих уроках использую серию упражнений по обучению детей захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:

- дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» - 2-3 цвета одинакового размета.

- дидактическая игра «Разложи по цвету» - (шарики из одной емкости разные по форме, величине).

- дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)

Слайд№13

   

Игры с вкладышами учат детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий.

     В играх «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала безуспешно пытались протолкнуть вкладыши в соответствующую геометрической форме прорезь, но потом, после неоднократного повторения игры, методом проб и ошибок стали соотносить фигуры по форме.

Слайд №14

Лепка - один из любимых видов занятий у детей.

  • Лепка тренирует моторику, пространственное восприятие, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость,
  • синхронизирует работу обеих рук;

    Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. На уроках с пластичными материалами учимся разминать, расплющивать, катать шарики, колбаски. Чтобы детям было интересно,  использую такие дидактические игры «Зернышки для курочки»,  «Орешки в шоколадке», «Изюм в булочке», «Улитка».

    Для первых уроков по лепке использую не пластилин, а соленое тесто, оно легче в обработке, разминать, катать, формовать. На позднем этапе лепки работаем с пластилином, ощупывая этот материал, дети получают дополнительные тактильные ощущения, вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение сенсорного опыта.

Слайд№15

Вывод:

 Дидактические игры способствуют формированию у умственно отсталых детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Наблюдая и играя вместе с детьми, я вижу, как дети реагируют на игры: с огромным интересом, взрывами радости,  что, безусловно, увеличивает их значение. В результате проведения дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве, что впоследствии положительно повлияет на формирование их представлений об окружающем мире и развитие социально-коммуникативных навыков.
Слайд№16