Система работы по формированию фонематических процессов в букварный период.

Фонарева Лариса Александровна

Данная статья преставлена как консультация  для родителей и начинающих учителей - логопедов. Это - система работы по формированию фонематических процессов в букварный период. Цель этой работы - предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию фонематических процессов в букварный период

В последние годы в общеобразовательных школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессами чтения и письма на этапе букварного периода. Одной из причин этого является недостаточно развитый фонематический слух и   фонематическое восприятие.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Ученик с такими проблемами с трудом представляет себе звуковой состав слова и плохо осваивает его звуковой анализ. В результате на письме появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил.

Основная задача периода обучения грамоты – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа.

  1. Умение выделять начальный гласный звук из состава слов: о – осы – первый звук о
  2. Анализ звукового ряда, состоящего из двух - трех гласных – аи, оуы; (ребенок называет их количество по порядку)
  3. Анализ обратного слога типа ГС: ап, ук, ос (ребенок называет их по порядку)
  4. Синтез обратного слога типа ГС: первый звук а, второй  - п;  скажи вместе  )- ап
  5. Умение выделять последний согласный звук из состава слов: кот, дым, нос
  6. Анализ прямого слога типа СГ: па, ту, кы; (ребенок называет первый звук, а потом -  второй)
  7. Синтез прямого слога типа СГ: первый звук п, второй  - а;  скажи вместе-па
  8. Умение выделять гласный звук из середины слова типа СГС: мак, нос, лук, дым, мир
  9. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГС: сон (ребенок называет все звуки  по порядку)
  10. Синтез звуков в слове типа СГС: ж,у,к – (скажи вместе) – жук
  11. Умение выделять последний гласный звук из состава слов типа СГСГ: каша
  12. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГСГ: рука (ребенок называет все звуки  по порядку).
  13. Умение определять последовательность звуков в слове типа СГССГ: кошка (ребенок называет все звуки  по порядку).

Обучение детей с речевыми дефектами требует постепенного усложнения материала и большого количества упражнений на каждом этапе обучения.

Основная задача этой работы – предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения.