Материалы на конкурс Учитель года 2016.

Кабакова Ирина Михайловна

Эссе "Я - учитель".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Конкурсное задание

выполнила Кабакова И. М.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №3» ИМРСК

г. Изобильный

2015 г.

Дело преподавания есть искусство, поэтому

оконченость и совершенство недостижимы,

а развитие и совершенствование

 бесконечны.

Л. Н. Толстой

Что я могу рассказать о себе как об учителе? Этот вопрос лучше было бы адресовать моим ученикам, самые первые из них уже закончили университеты, некоторые  скоро поведут своих детей в школу.

Я бы могла начать рассказ о себе как любой другой учитель, но хочу построить свой рассказ по-другому. А натолкнула меня на эту мысль фраза, прочитанная в чьем-то блоге в интернете: «На свете есть 3 вещи, которые, придя однажды, не возвращаются – время, слова и удобный случай.»

Я подумала: «А какие ещё 3 вещи могут рассказать о человеке, о его профессии, о понимании миссии педагога в современном мире?» И решила рассказать Вам о себе в форме 3 фраз о 3 вещах, которые… Попробуйте и Вы со мной ответить на эти вопросы, и я знаю, вы откроете для себя что-то новое. Что-то Вас заставит задуматься, а что-то порадует и удивит. Итак:

Три факта обо мне, как о педагоге: учитель, начальные классы, школа №3 города Изобильного.

Три вещи, которые привели меня в профессию: моя первая учительница, навсегда ставшая  для меня примером, любовь к детям, желание поделиться и передать все то, чему когда-то сама научилась.

Три фразы, которые я говорю чаще всего своим ученикам: Хорошо! Молодец! Подумай ещё.

Три золотые правила, которым следую сама и учу детей: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Не суди, да не будешь судим. Сумел ошибиться - умей и поправиться.

Три занятия, которые я люблю: люблю путешествовать, люблю свою профессию, свою семью и учеников…Каждый день мы путешествуем с ними по удивительной стране знаний, делаем открытия, изобретаем. Учимся друг у друга доброте, умению прощать и быть искренними.

Три умения, помогающие в работе: хорошо рисую, сочиняю стихи, могу организовать любой праздник.

Три вещи, которые мне не приятны: щбман, несправедливость и лицемерие. За четыре года совместной жизни мои ученики тоже понимают эти простые истины.  

Три вещи, которые меня пугают: будильник по утрам,…а если серьезно, то меня пугает людское равнодушие, неблагодарность и  обстоятельства, не зависящие от меня.

Три вещи, в которых я преуспела: моя семья – моя гордость, работа с детьми на уроках в стенах школы  и во внеурочной деятельности (проведение праздников, экскурсии, походы, поездки)

Три вещи, которых мне очень не хватает: времени на все задуманное (жаль, что в сутках 24 часа), интернета в школьном кабинете и возможности совершать поездки по нашей огромной Родине с учениками.

Три цели, которые я ставлю перед каждым уроком (независимо от предмета): мотивировать детей к учению, привить самостоятельность к  добыванию знаний и научить применять их в жизни (универсальным учебным действиям), помочь поверить в свои силы каждому ученику.

Три вещи, за которые я, как педагог, несу ответственность: образование, воспитание и развитие учеников при непрерывном использовании здоровьесберегающих технологий.

Три вещи, которые нельзя забывать при работе с детьми: ребёнок – личность, каждый уникален и талантлив, надо только рассмотреть этот талант и помочь развиться, чтобы, став взрослым, он смог занять достойное место в обществе.

Три подхода в работе учителя, которые я использую: личностно-ориетированный, системно-деятельностный, исследовательский подход к изучению школьных предметов.

Три инновационных направления, которые характеризуют мою работу: проблемное обучение, использование игровых технологий в обучении (сочетание занимательности и деятельности дают более качественные и прочные знания), проектная деятельность.

Три этапа работы учителя на уроке, которые я с радостью доверила детям, в связи с внедрением ФГОС: постановку темы урока и целей, формулирование проблемы и нахождение способов её решения, оценку своей работы.

Три плюса, на мой взгляд, в системе современного образования: наличие электронного ресурса (что позволяет расширить возможности получения и применения новых знаний, приводит к повышению мотивации и качества образования), широкий спектр методик, инновационных подходов и овладение учениками универсальными учебными действиями в контексте разных учебных предметов, что, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умению и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Три вещи, которые не позволяют мне работать ещё эффективнее:

чрезмерная загруженность работой с документами (а сколько интересных уроков я  могла бы в это время приготовить для детей), частая смена образовательных программ (нет возможности довести свою работу по одной программе до совершенства), отсутствие интернета в кабинете.

Три фразы, с которыми я согласна:

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.

Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь может лишь тот, кто сам горит.

Ещё три синонима к понятию современный учитель: педагог-психолог, помощник и координатор в мире информации, а учитель начальных классов – ещё вторая мама, отогревающая хрупкие детские сердца и души.

Подведя итог, я для себя решила: на свете есть 3 вещи, которые человек понимает, придя однажды в профессию, это мой правильный выбор, моё призвание и я должен сделать всё, чтобы быть лучшим и приносить пользу окружающим.

Я, как учитель, многого ещё не умею и  не боюсь в этом сознаться. Не плохо чего-то не уметь, плохо не хотеть этому научиться. Об этом я говорю своим ученикам, ведь дорогу осилит только идущий. Я твёрдо знаю, миссия педагога в современном мире – идти в ногу со временем и помогать найти свою дорогу в жизни будущему поколению, отдавая частичку своей души детям. Быть учителем неимоверно сложно, ответственно и очень увлекательно!

Имя УЧИТЕЛЬ должно всегда звучать с большой буквы, а профессия -  престижной для подрастающего поколения. Я – учитель и горжусь этим!



Предварительный просмотр:

Методический семинар

Инновационные методики и технологии, направленные на реализацию ФГОС.

“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу

В стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам образования, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

В настоящее время востребован учитель-исследователь, отличающийся не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции.

Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- коммуникативное обучение;

- проектная технология;

- игровые технологии;

- диалог культур;

- информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире знаний.

Поиску более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самообразования способствует проектная деятельность. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованным из американской педагогики, в частности к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов». Эта образовательная технология практически исчезла в 30 – е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения,  позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Требования к применению метода проектов в практике обучения:

- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;

- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов.

Виды проектов:

исследовательский (главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов)

информационный (акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта)

практико-ориентированный (нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера)

творческий (проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы

игровой (изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми)

По содержанию проекты могут быть монопредметными, межпредметными и надпредметными.

По объёму:

Краткосрочные (1-5 уроков), среднесрочные (10-15 уроков), долгосрочные (до года).

Участниками проекта может быть один человек или группа.

Этапы проектной деятельности

- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления результатов проекта;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;

- формулирование выводов и выдвижение новых проблем.

Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

Проблема проекта

Почему?

Актуальность Проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Создание продукта

Как лучше?

Поиск информации, создание продукта

Результат

Что получится?

Ожидаемый

результат

(Продукт, Презентация)

При разработке проекта нужно:

- не пропускать процедуру прогнозирования;

- соизмерять желания и возможности;

- подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;

- интересоваться мнениями участников проекта;

- честно планировать своё время;

- делать всё в свое время;

- помнить, что не существует объективного анализа.

          Условия, при которых учащимися достигается главная цель проектного обучения:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения  (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Таким образом, по словам Д. И. Менделеева : «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя!»  

Литература

1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и

применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. –

Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.

2. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин //

Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.

3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы,

конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С.

Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой, №8, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» ИМРСК Кабакова Ирина Михайловна Ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь может лишь тот, кто сам горит.

Слайд 2

Общие сведения Закончила СГУ факультет Педагогики и методики начального образования в 2000 г Общий педстаж- 16 лет МКОУ «СОШ №3» ИМРСК I квалификационная категория

Слайд 3

Мои педагогические принципы: Ребенок – это индивидуальность! Найди талант в каждом ученике и помоги ему развиться, чтобы, став взрослым, он смог занять достойное место в обществе. Создавай ситуацию успеха! Помоги каждому поверить в свои силы. Способствуй осознанному усвоению знаний. Подавай материал так, чтобы ученики сами исследовали, изучали, открывали. Работай с учётом «зоны ближайшего развития». Научи детей работать сообща, навыки коммуникации и развитая речь – залог успешного обучения в будущем. Школа – это обучение, воспитание, развитие. Будь для учеников примером, настоящей классной мамой. «Сердце отдаю детям».

Слайд 4

«Урок должен быть проникнут творчеством и вместе с тем оставаться уроком» С.И. Гессен

Слайд 5

Применяемые инновационные педтехнологии Проектная деятельность Игровые технологии Проблемное обучение Коммуникативное обучение Компетентностный подход Деятельностный подход Личностно ориентированный подход портфолио

Слайд 6

Особенности урока в рамках деятельностного подхода реализации ФГОС Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Слайд 7

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей Итог урока Учитель выясняет у уча-щихся,что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 8

Тема педагогического опыта: Проектная деятельность “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. Б. Шоу Актуальность темы: В связи с реализацией ФГОС задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Одним из инновационных методов обучения и развития является проектная деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект («брошенный вперед» -лат) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. Метод обучения , основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении . В отличие проектирования , проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса. Что такое проект?

Слайд 2

Виды проектов исследовательский информационный практико-ориентированный игровой творческий

Слайд 3

ПО СОДЕРЖАНИЮ: ПО ОБЪЁМУ : КРАТКО- СРОЧНЫЕ 1-5 уроков СРЕДНЕ- СРОЧНЫЕ 10-15 уроков ДОЛГО- СРОЧНЫЕ До года

Слайд 4

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА личностные парные групповые


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Создание продукта Как лучше? Поиск информации , создание продукта Результат Что получится? Ожидаемый результат (продукт, презентация)

Слайд 2

Долгосрочный групповой проект « Чьи имена носят улицы города Изобильного?» Работа продолжается…

Слайд 3

Мои ученики – моя гордость!

Слайд 4

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя! Д. И. Менделеев Дело преподавания есть искусство, поэтому оконченость и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны. Л. Н. Толстой