Развитие координационных способностей у школьников

Ровников Денис Николаевич

 Здесь я постараюсь объяснить, для чего нужно развивать координационные способности у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принцип тренировки координации в школе.

Одна из основных задач физической подготовки в школе – воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств. Одним из таких качеств является координация.

Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

В процессе занятий физической культурой ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями. Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться желаемых результатов в их освоении, так как координированный человек намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Мозг отдает “приказ”, а тело выполняет. Но всегда ли тело подчиняется таким “приказам”. Увы, не всегда и не у всех.

Встречаются и взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, у них все падает из рук. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен подчинить себе самого себя.

Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение детьми новых двигательных навыков.

Наиболее благоприятные условия для развития координации в младшем школьном возрасте. В этом возрасте мышление у детей является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить как делается что-либо, ребенку нужно не только посмотреть, но и выполнить действие самому. Сочетание просмотра и выполнения подталкивает ребенка к логическому мышлению, которое необходимо для его полноценного развития.

Координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Большой эффект в развитии вестибулярного аппарата дают гимнастические и акробатические упражнения.

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами учителя.

Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.

В развитии координации и поддержания интереса учащихся к занятиям необходима “новизна”. При выполнении упражнений можно применять необычные исходные положения, разноименное движение рук и ног, зеркальное выполнение упражнений, изменение ритма, упражнения с предметами (жонглирование).

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Специально подобранные ОРУ оказывают положительное действие на согласованность и точность движений. Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад - со сгибанием, вращением в суставах - в каком-либо одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же - в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. В которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть).

2. Требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне - при передаче мяча и т.д.).

3. С некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.).

Координация невозможны без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:

1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носках с прямой спиной.

2. Отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно).

3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же - с закрытыми глазами; то же - с задержкой на одной ноге.

4. Повороты (перепрыгнуть палочку, сделав поворот; стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же - в другую сторону; то же - повернуться два раза и т.д.).

5. На уменьшенной площади опоры (стоя на бревне на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед).

Большое значение для развития координации имеют игровой и соревновательный методы.

Наиболее доступным и эффективным средством для развития координации являются спортивные и подвижные игры. Они развивают точность и соразмерность движений. В играх приобретаются навыки быстрых и эффективных движений в неожиданно сложившейся ситуации. Так же большое значение имеют эстафеты, так как в процессе игры идет резкая смена двигательных навыков и детям необходимо быстро выполнять определенные задания в достаточно короткий отрезок времени.

Проводя уроки с учащимися младших классов, видно, как трудно нескоординированным детям осваивать двигательные навыки. Необходимо применять специальные упражнения на развитие координации во всех частях урока.

В подготовительной части урока, в комплекс ОРУ, постепенно включаются более сложные и разнообразные координационные движения.

В основной части, в зависимости от темы урока, применяются различные способы усложнения упражнений: изменение направления, ритма, скорости, точности. Так же необходимы спортивные и подвижные игры, эстафеты.

В заключительной части урока можно проводить игры на внимание, в которые включить повороты на месте, разнообразные движения, выполняемые зеркально, по заданию, по сигналу и т.д.

Развитие координации движений ребенка является чрезвычайно важным фактором его развития в целом, и развивать её надо с раннего детского возраста.

Высокий уровень координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных умений и навыков.

Примерные упражнения для развития координации.

Переход с бега на месте на бег по прямой (по сигналу).

Бег по прямой, по сигналу развернуться и бег в обратном направлении.

Бег с ускорением из различных исходных положений.

Ведение баскетбольного мяча с изменением направления.

Броски теннисного мяча друг другу.

Броски теннисного мяча на точность.

Броски теннисного мяча в стену с различных расстояний и исходных положений (например: бросок одной рукой, ловля другой; ловля отскока хватом мяча сверху; бросок спиной к стене, ловля лицом; бросок мяча зажатого носками ног в прыжке.

Прыжки с поворотом на точность приземления.

Упражнения на равновесие (на правой ноге, на левой, с закрытыми глазами и т.д.).

 Примерные игры для развития координации

1. Перестрелка.

2. Пионербол с двумя мячами.

3. Белки на дереве.

Все играющие – белки. Они должны находиться на деревьях (в обручах). Между деревьями бегают собаки, которые должны осалить белок, которым надо добраться до края леса. Осаленные становятся собаками.

4. Замкни круг.

Играющие стоят в кругу. За их спинами бегает водящий. Он ляпает кого-либо из стоящих в кругу и стремиться обежать круг и занять то место, где стоял "ляпнутый", который тоже начинает бежать вокруг круга, но в другую сторону на свое место. Кто прибегает последним - становиться водящим.

5. Охотники.

Двое играющих - охотники. Каждому дается по 7 фасолинок. Охотники ловят других игроков и раздают пойманным фасолинки. Выигрывает тот, кто быстрее раздает фасолинки, а те, у кого их окажется больше, становятся охотниками.

6. По бревну.

Низкое гимнастическое бревно. С разных сторон от начала бревна лежит некоторое количество небольших предметов, например, 7 камней и 7 монет. Играющий должен, не сходя с бревна, поменять местами монеты и камешки. Выигрывает тот, у кого лучшее время.

7. Вороны и воробьи.

На расстоянии 1-2 м чертятся 2 параллельные линии. От них отмечается еще 2 параллельные через 5 м каждая. Первые линии - это линии старта, вторые - домики. Команды стоят, наступив ногой на старт. Ведущий четко произносит название одной из команд. Та команда должна убегать в свой дом, а другая догонять. Кого догнали - тот выходит из игры.

8. Ударь грушу.

Подвешенная боксерская груша. Играющий берет в руки гимнастическую палку, оценивает расстояние до груши. Ему завязывают глаза, крутят 2 раза и направляют лицом на грушу. Он должен с первого удара попасть по груше.



Предварительный просмотр:

Игры для развития координации, внимания, памяти у детей 6-8 лет.

   Узнай фигуру

Цели: совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений. Материал: карточки с изображением геометрических фигур — квадрата, треугольника, круга, закрепленные на стойках, или предметы, похожие на эти фигуры, — колесо, пирамидка, модули. Ход игры Ведущий знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например: «Квадрат!», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.  

Осень — весна

Цели: совершенствовать восприятие цвета; закрепить знание о временах года; развивать произвольное внимание, быстроту движений. Материал: два «дерева» — игровые модули зеленого и желтого (или красного) цветов. Ход игры Ведущий показывает детям «осеннее дерево» и «весеннее дерево», расположенные в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети-воробушки произвольно перемещаются по залу — «летают». По команде ведущего «Осень!» (или «Весна!») они должны быстро собраться вокруг соответствующего дерева. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.  

Цветные шарики

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание, координацию движений. Материал: шарики разных цветов, закрепленные на стойках, или разноцветные игровые модули. Ход игры Ведущий показывает детям шарики, расположенные в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. По команде ведущего, назвавшего цвет какого-нибудь шарика, например: «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг этого шарика. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.  

Светофор

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание; закреплять правила дорожного движения. Материал: флажки красного и зеленого цветов. Ход игры Ведущий знакомит детей с цветами светофора и их значением, объясняет правила игры. Дети идут по залу в колонне по одному. По сигналу ведущего, поднявшего флажок вверх, они должны выполнить соответствующее действие: красный — остановиться, зеленый — идти, высоко поднимая бедра.   Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.  

К своим флажкам

Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений. Материал: флажки разных цветов. Ход игры Играющие делятся на команды, в каждой команде выбирается капитан. Капитанам вручают флажки разных цветов, а дети должны запомнить цвет флажка своей команды. Дети произвольно бегают по залу. По команде ведущего «К своим флажкам!» капитаны останавливаются и поднимают вверх флажки. Остальные участники должны быстро собраться вокруг своего капитана. Выигрывает команда, первая правильно выполнившая задание.    

Найди свой цвет

Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений. Материал: игровые модули разных цветов. Ход игры Играющие делятся на команды, каждая команда строится вокруг модуля своего цвета. По сигналу ведущего дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. По команде ведущего «Найди свой цвет!» дети должны быстро построиться вокруг своего модуля. Отмечается команда, быстро и правильно выполнившая задание. Варианты: 1.   Во время свободного передвижения детей педагог может переставлять модули или менять их местами. 2.   Каждому игроку вручается жетон или флажок цвета своей группы. По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того модуля, который соответствует цвету их жетонов.  

Найди пару

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать внимание, быстроту движений. Материал: флажки по числу играющих (двух цветов). Ход игры Дети получают по одному флажку и начинают ходить врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие должны быстро найти пару с флажком такого же цвета, взяться за руки и построиться в колонну (в заранее обозначенном педагогом месте). Побеждает пара, первой выполнившая задание. Варианты: 1.   Найти пару с флажком другого цвета. 2.   Использовать флажки трех цветов, а по заданию строиться тройками.  

Запрещенный цвет

Цели: совершенствовать восприятие цвета и формы; развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук. Материал: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники. Ход игры По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет, например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного. Выигрывает тот, кто не перепутал цвет и собрал больше фигур. Варианты: 1.   Собрать только круги, цвет значения не имеет. 2.   Собрать только зеленые треугольники.  

 Поймай мяч

Цели: развивать восприятие формы, произвольное внимание; совершенствовать работу зрительного и кинестетического анализаторов, координационные способности. Материал: мяч. Ход игры Играющие строятся в круг, в центре которого стоит водящий. Он называет какой-нибудь предмет и одновременно бросает мяч одному из игроков, который должен определить, похож этот предмет на заранее указанную фигуру (круг, треугольник, квадрат) или нет. Задача игрока — поймать мяч, если предмет и фигура похожи (например, круг — обруч, колесо, мяч), и не ловить, если предмет и фигура не соответствуют друг другу (например, треугольник — холодильник, телевизор). Выигрывает тот, кто допускает меньшее число ошибок. Вариант Играющие строятся в две или три колонны, и водящий поочередно бросает мяч каждой команде. Выигрывает команда, игроки которой допустили меньше ошибок.        

День и ночь, или (Совушка)  

Цели: совершенствовать восприятие времени суток; развивать координационные способности. Ход игры На одной стороне зала обозначается гнездо Совушки. В гнезде находится водящий — Совушка. Остальные дети изображают бабочек, жуков и др. Они произвольно двигаются — «летают» по всему залу. По команде ведущего «Ночь!» дети должны замереть в той позе, в какой их застала команда. Совушка «вылетает» из своего гнезда и смотрит, не пошевелился ли кто. Того, кто пошевелился, Совушка уводит в свое гнездо. По команде ведущего «День!» все оживают и продолжают «летать» по залу.т После двух-трех «вылетов» Совушки на охоту подсчитывается число пойманных ею детей и выбирается другая Совушка.  

Угадай, чья песенка

Цели: совершенствовать слуховое восприятие; развивать произвольное внимание, координацию движений. Материал: магнитофонные записи голосов животных, птиц и насекомых — коровы, петуха, воробья, комара, и др. Ход игры Дети произвольно перемещаются по площадке, а педагог включает записи со звуками, издаваемыми тем или иным животным. Играющие должны угадать, голос какого животного они слышали, и изобразить это животное в движении. Отмечаются дети, быстро и правильно выполняющие задание.  

Слушай музыку

Цели: совершенствовать слуховое восприятие; развивать внимание, быстроту движений. Материал: магнитофонные записи музыки разных танцев — марша, польки, вальса, галопа. Ход игры Играющие идут по кругу в колонне по одному, а педагог включает записи с танцевальной музыкой. Дети должны выполнять действия, соответствующие музыкальному отрывку: под польку — подскоки; под вальс — кружение; под марш — ходьбу, под галоп — шаги галопа. Отмечаются дети, быстро и правильно выполняющие задание.  

Угадай предмет

Цели: совершенствовать тактильное восприятие; развивать внимание. Материал: спортивные предметы и игровое оборудование. Ход игры Играющие разбиваются на пары. В каждой паре определяется ведущий. Второму игроку завязывают глаза. Ведущий в произвольном порядке подает различные предметы своему напарнику, который должен обследовать предмет руками и определить, что это такое и для чего его используют. После 4-5 раз напарники меняются ролями. Выигрывает тот, кто меньше ошибался. Варианты: 1.   Определить название и назначение предмета в положении руки за спиной. 2.   Назвать материал, из которого сделан предмет — ткань, металл, пластик.

 Узнай друга

Цель: совершенствовать тактильные ощущения, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Материал: повязки на глаза. Ход игры Дети делятся на две команды, каждая команда образует круг. В командах выбирают водящих, которым завязывают глаза. Педагог называет водящему имя какого-либо игрока команды — так, чтобы остальные дети не слышали. По сигналу водящий должен найти указанного педагогом игрока, поочередно ощупывая волосы и одежду всех игроков. Команда, в которой водящий первым справился с заданием, получает 1 балл, а игроки меняются местами.  

Выполняй правильно

Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию; развивать произвольное внимание, координацию движений. Материал: карточки с изображением, соответствующим заданию: цапли, пилы и молотки, поезда и др. Ход игры Дети становятся в круг. Им предлагается выполнить следующие задания: Цапля. Правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища, правую ногу согнуть в колене, носок оттянуть. Затем сменить положение. Пила и молоток. Правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздей. Поезд. Задание выполняется в парах. Мальчики встают напротив девочек. Каждый берет девочку сначала за правую, потом за левую руку и выполняет круговые движения руками в направлении от девочки к себе. Затем, задание выполняют девочки. Повтори за мной. Педагог показывает движение, дети его повторяют: правая рука вверх, левая — вниз. Правой рукой ребенок медленно похлопывает себя по голове, левой поглаживает себя по груди и животу. Затем меняет положение рук: левая — вверх, правая — вниз.  

Мы готовимся в поход

Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию, математический счет. Материал: карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с рисунками (10 рисунков) или вместо рисунков знакомые детям топографические знаки (лес, дорога, старт, финиш, строение и др.), деревья, птицы и др. Ход игры Детям предлагаются следующие задания: •    сначала справа налево, затем слева направо сосчитать про себя, сколько цифр нарисовано, сказать педагогу их число; •    определить, каким по счету в ряду цифр стоит данное число: справа, слева; •    к цифре второй справа прибавить цифру седьмую слева; •    сосчитать, сколько рисунков всего (начинать счет справа, затем слева); •    сказать, каким по счету стоит данный рисунок: справа, слева; •    рассказать сказку про рисунок, стоящий третьим справа, шестым слева. Примечание. При подсчете педагог, если надо, помогает детям; в начале учебного года число рисунков можно уменьшить.                                          

 Точный поворот

 Цели: формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать глазомер, координацию движений. Ход игры Дети делятся на две команды. Дети из первой команды садятся на стулья, стоящие в ряд на расстоянии 1-1,5 м друг от друга, закрывают глаза и выполняют задания педагога. Дети второй команды следят, чтобы игроки первой команды не открывали глаза. Задания: 1. Игрок должен встать со стула, сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, еще раз направо, снова пройти 5 шагов, повернуться налево, еще раз налево, затем открыть глаза и сесть на стул. 2.  Игрок должен встать со стула, сделать 3 шага вперед, повернуться налево, еще раз налево, снова пройти 3 шага вперед, повернуться направо, еще раз направо и открыть глаза. 3.  Игрок выполняет 4 приставных шага вперед с правой ноги, поднимает вверх левую, затем правую руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с левой ноги, поворот направо, налево и открывает глаза. 4.  Исходное положение (и.п.) — руки на поясе. Игрок выполняет 5 приставных шагов вперед с левой ноги, поднимает по очереди вверх руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с правой ноги, поворачивается налево, направо и открывает глаза. 5.  И.п. — руки на поясе. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с правой ноги, 2 приставных шага вперед с левой ноги, один приставной шаг влево, поворот налево, один приставной шаг вправо, поворот налево и 3 шага вперед, открывает глаза. 6.  И.п. — руки на поясе. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с левой ноги, 2 приставных шага вперед с правой ноги, один приставной шаг вправо, поворот направо, один приставной шаг влево, поворот направо и 3 шага вперед, открывает глаза. 7.  И.п. — правой рукой дети держатся за спинку стула, левая рука на поясе. Игрок обходит 2 раза вокруг стула по часовой стрелке, затем меняет направление движения. Примечание. Задания выполняются строго с закрытыми глазами, не очень быстро, под команду педагога. Для детей второй команды порядок заданий меняется.  

Подвижные игры и упражнения для развития внимания у дошкольников

Наступалки

Цель: развивать внимание, двигательную координацию. Ход игры Игроки встают в круг и берутся за руки. По сигналу педагога каждый игрок должен как можно больше раз успеть наступить на ногу игроков, стоящих справа и слева от него, при этом не дать наступить на свои ноги. Руки партнеров не отпускают. Через 10 секунд игра останавливается, и выявляются победители — дети, которым ни разу не наступили на ноги. После этого игра возобновляется.  

Слушай внимательно  

Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции. Ход игры Дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указаниям ведущего. По команде «Заяц!» — прыгают на двух ногах; «Гусь!» — идут в приседе; «Лошадь!» — выполняют галоп. Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры. Вариант Словесные команды заменяют другими: один свисток — подпрыгнуть вверх; два свистка — повернуться на 360°; три свистка — ходьба с высоким подниманием бедра и т.д.                

Найди и промолчи

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, выдержку. Материал: небольшой предмет. Ход игры Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным. Вариант Для старших детей число спрятанных предметов можно увеличивать. Например: «В зале спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».  

Стой!

Цель: развивать внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции, выдержку. Ход игры Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». На каждое произносимое слово играющие продвигаются маршевым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом). На последнем слове все останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово «Стой!».  

Запрещенное движение

 Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции. Ход игры Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места. Варианты: 1.   Движения не показывают, а только называют. Это способствует формированию мышления и зрительно-моторной координации. 2.   Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.  

Покажи — не ошибись

Цель: развивать активное внимание. Материал: мячи, палки, кегли и другой физкультурный инвентарь. Ход игры Дети становятся в круг. Педагог показывает и называет предметы: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами. Отмечаются самые внимательные игроки.  

Спокойно, стучать, вверх

Цель: стимулировать внимание, точное и быстрое реагирование на сигнал. Ход игры Дети сидят в круге по-турецки. По команде педагога «Стучать!» все дети стучат по полу пальцами. По команде «Спокойно!» дети прекращают стук. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх. Порядок команд может изменяться. При этом педагог старается запутать детей, называя одну команду, выполняет несоответствующее движение. Например, по команде «Вверх!» кладет руки на пояс и т.п. Отмечаются дети, выполнявшие движения быстро и правильно.            

Рюкзачок бежит по кругу

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции; закреплять математический счет, координацию движений. Материал: рюкзачок. Ход игры Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается. Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.  

Слушай звуки!

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, координацию движений. Материал: фортепиано или аудиозапись. Ход игры Каждый ребенок выполняет движение в соответствии с услышанными звуками. Низкий звук — становится в позу плакучей ивы: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. Высокий звук — становится в позу тополя — пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки и голова вверх, смотреть на пальцы рук. Отмечаются дети, допустившие меньшее число ошибок. Примечание: необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.  

Канон

Цель: развивать произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память. Материал: фортепиано или аудиозапись. Ход игры Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт — второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.  

 Кто быстрее

Цель: совершенствовать сосредоточенность внимания, координационные способности, быстроту реакции. Ход игры Двое-трое водящих находятся в круге, остальные игроки — за линией круга. По сигналу педагога игроки входят в круг и выходят из него, водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют права выходить из круга.

Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников

Выполни движения

Цель: развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений. Ход игры Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий п просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места. Комплекс 1                                 Комплекс 3 (И.п. — основная стойка)            1) голову повернуть налево; 1) руки вверх;                             2) голову повернуть направо; 2) хлопок над головой;                3) голову держать прямо; 3) руки в стороны;                       4) голову опустить вниз. 4) руки к плечам;                           Комплекс 4 5) руки вниз.                                 1) руки на пояс  Комплекс 2                                    2) присесть; 1) руки на пояс;                           3) исходное положение; 2) наклон влево;                          4) голову повернуть направо; 3) исходное положение;              5) голову повернуть налево; 4) наклон вправо;                        6) голова прямо. 5) исходное положение. Варианты: 1.   Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память. 2.   Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, каким образом они выполняются.  

Запомни порядок

Цель: развивать память, внимание. Ход игры Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.  

Кто ушел?

Цель: развивать память, внимание. Ход игры Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает. Вариант Когда кто-то из детей уходит, остальные игроки меняются местами, чтобы запутать водящего.  

У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения. Ход игры Игроки выстраиваются в колонну по одному или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по зал}', произнося слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места; Так трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та! После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становись!». Дети должны быстро построиться на свои места в направлении, указанном педагогом. Игроки, выполнившие задание последними, получают штрафное очко. Варианты: 1.  После каждого построения порядок расположения игроков изменяется. 2.  Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.  

Заколдованный шарик

Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений. Материал: два воздушных шарика. Ход игры Надуйте 2 воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание: Снип, сиап, снуре — раз, два и три! Шар заколдован — иди посмотри! «Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Затем пусть малыши повторят заклинание и сами прилепят шарик.  

 Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности. Материал: карточки с цифрами, коврик или мат. Ход игры Педагог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну знаний. Для каждого он сообщит его волшебную цифру На коврик кладутся вразброс цифры (по числу участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания и попавшие в Страну знаний. Если в группе большое число детей, то можно разделить детей на две команды и провести эстафету. Вот так позы Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания. Ход игры Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т.н.). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение. Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей. Отмечаются лучшие водящие .

Вызови по имени

Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость. Материал: мяч. Ход игры Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз.  

 Запомни свое место  

Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества. Ход игры Участники игры стоят по кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый должен вернуться на свое место. Отмечаются игроки, быстро и правильно выполнявшие условия игры.  

Тайное движение

 Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними. Ход игры Ведущий или педагог показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного — заранее оговоренного. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного движения поднять руки вверх они должны присесть. Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.  

Ловишки с мячом  

Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет. Материал: мяч. Ход игры Дети, стоя в круге, передают друг другу мяч со словами: Раз, два, три — Мяч скорей бери. Четыре, пять, шесть — Вот он, вот он здесь. Семь, восемь, девять — Бросай, кто умеет. Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, ловишка берет мяч в руки. Играющие вновь строятся в круг. Игра продолжается.  

Подвижные игры и упражнения для развития мышления у дошкольников

Больше — меньше

Цель: развивать умение сравнивать, внимание, слухомоторную координацию движений. Ход игры Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Вариант Таким же образом закрепляют знания о понятиях выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, толще — тоньше и т.п.     Покажи по-разному Цели: учить операции сравнения; развивать внимание; осваивать слова-антонимы; совершенствовать координационные способности. Ход игры Педагог говорит детям, что они пойдут по кругу. «Сейчас вы будете проходить высокие ворота — надо идти обычным шагом, если ворота низкие, то нужно нагнуться». Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры. На освоение слов «тяжелый — легкий» можно дать детям пустые сумки и показать, как несут легкую сумку, а как тяжелую. После объяснения дают соответствующие команды, и дети их выполняют. Аналогично строятся упражнения на быстро — медленно и т.д.  

Слушай и показывай

Цели: развивать быстроту реакции и мышления; совершенствовать пространственные ориентировки; развивать произвольное внимание, координацию движений; закреплять элементы строя. Материал: рюкзачки по числу детей. Ход игры Дети становятся в круг и выполняют комплекс упражнений на ориентировку в пространстве. По кругу разложены рюкзачки. Желательно, чтобы границы круга были хорошо видны. Педагог говорит: «Дети, для выполнения упражнений примем исходное положение: 1.    Раз-два-три-четыре — Встаньте в круг пошире, 2.    Рюкзачки лежат по кругу — Посмотрите друг на друга. А сейчас, внимание, Даю посложнее задания! 3.    Все надели рюкзачки. 4.    Быстро на пол сели. 5.    А теперь команда «Встать!». 6.    Руку правую поднять. 7.    Опускается рука. 8.    Вправо смотрит голова. 9.    А сейчас присели. 10.  Влево посмотрели. 11.  И опять команда «Встать!». 12.  Все вперед должны шагать. 13.  Собрались мы в центре круга. 14.  Взявши за руки друг друга. 15.  А на счет 2-3-4 встаньте в круг пошире! 16.  Где же правая нога? Постучите ей слегка. 17.  Обе руки вверх поднять. 18.  Рюкзачки всем быстро снять!  

 Кто знает, пусть дальше считает

Цели: развивать мышление, слуховое внимание; закреплять умение порядкового счета в пределах 10, координацию движений. Материал: мяч. Ход игры Дети стоят по кругу, педагог с мячом в руках — в центре круга. В соответствии с командами педагога игрок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Например, мяч попадает ребенку на счете 7, он, в свою очередь, должен продолжить счет до 10. Можно усложнять игру. Педагог предупреждает игроков: «Дети, будьте внимательны!». Он берет мяч раньше, чем ребенок досчитает до 10, бросает мяч следующему игроку со словами: «Считай дальше». Вариант Педагог бросает мяч и говорит: «До пяти». Ребенок называет числа до пяти. Если дается команда «После пяти!», дети называют цифры после пяти. Игра должна проходить в быстром темпе.      

Тихая охота

 Цели: развивать мышление, слуховое внимание; закреплять математический счет, воображение; совершенствовать координационные и скоростные способности. Материал: муляжи грибов и ягод, 2 корзины. Ход игры Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу. Перед ними кладут муляжи или картинки с изображением знакомых детям ягод и грибов, в том числе и ядовитых. В 5-6 метрах сбоку от команд стоят корзины. Педагог дает команду: «Мальчики, за грибами!». Участники из обеих команд выбирают соответствующие картинки или муляжи. По команде «Стоп!», сбор грибов прекращается. Мальчики подбегают к своей корзине и выкладывают свой урожай. По команде педагога «Девочки, за ягодами!» действия детей повторяются в описанной последовательности. Игра продолжается до тех пор, пока урожай «тихой охоты» не будет собран в корзины. Педагог следит за выполнением условий игры. Результат подсчитывает каждая команда. Ядовитые грибы и ягоды вычитают из урожая. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов и ягод.  

Машины и пешеходы

 Цели: развивать образное мышление, чувство времени; учить интенсивному распределенному вниманию; закреплять правила дорожного движения. Материал: фишки, дорожные знаки. Ход игры Дети делятся на 2 команды: «Машины» и «Пешеходы». «Машины» идут по параллельным улицам змейкой на полусогнутых ногах, руки «сжимают руль». «Пешеходы» переходят улицы в отведенных местах. Водящий (Милиционер) поднимает руку — передвигаются «Машины», опускает руку — идут «Пешеходы». Если кто-либо вовремя не останавливается, его штрафуют (дают фишки черного цвета) или выходят из игры. По окончании игры дети самостоятельно подсчитывают фишки и выявляют победителя. Примечание. На площадке физкультурного зала можно расставить дорожные знаки.  

Разведи костер

Цели: развивать мышление, воображение, мелкую моторику мышц рук; совершенствовать координацию движений, скоростных способностей. Материал: палочки для костра по числу участников, 2 красных и 2 черных лоскута. Ход игры Дети делятся на две команды, выстраиваются у стартовой линии. Напротив каждой команды лежат лоскуты черной ткани — земля. Рядом с игроками у стартовой линии лежат палочки для разведения костра. По сигналу педагога стартуют первые номера, берут одну палочку, подбегают к земле и начинают укладывать палочки для костра по типу «колодец». Последние участники обеих команд разжигают костер с помощью красных лоскутов. Побеждает команда, у которой огонь загорелся быстрее и при этом колодец сохранил свою форму.  

 Пятнашки

Цели: развивать мышление, быстроту реакции, сосредоточенность внимания; совершенствовать координационные способности. Материал: мяч. Ход игры Дети выбирают водящего — Пятнашку. По сигналу учителя он начинает ловить играющих. Кого он коснется, тот превращается в Пятнашку. Можно усложнить игру. «Пятнашки с домиком»: играющий может спастись, если встанет на какой-либо предмет. «Пятнашки-зайки»: играющий оказывается в безопасности, если запрыгает на двух ногах одновременно. «Пятнашки с мячом»: водящий должен «запятнать» игроков мячом, который держит в руках. Кроме приведенных игр, можно использовать игры: «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Я знаю пять имён мальчиков».



Предварительный просмотр:

Подвижные игры с элементами волейбола

«Мяч в воздухе»

Цель: развитие внимания, координации и точности движений.

Количество игроков: 6–15.

Инвентарь: 2–3 мяча.

Инструкция. Игроки делятся на 2–3 команды и встают каждая в свой круг. По сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.

Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.

Методические указания. Игра большой интенсивности, педагогу (инструктору) следует быть особо внимательным.

«Мяч капитану»

Цель: развитие координации, точности движений, внимания.

Количество игроков: 8–16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4–5 м стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.

Вариант: игроки встают в круг, а капитан – в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение 3 мин.

Методические указания. Эту игру можно повторять несколько раз.

«Попади в квадрат»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности движений, комбинаторики.

Количество игроков: 8–16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате – цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат. Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу. Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков; если мяч попал в другой квадрат, из названного игроком числа вычитается два очка. Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.

Методические указания. Итоги подводятся после того, как все игроки побывали в роли подающего. Победитель определяется по наибольшей сумме очков.

«Не урони шарик»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.

Количество игроков: 8–16.

Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.

Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задача обеих команд – не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3–5 мин. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Методические указания. Эту игру следует проводить на волейбольной площадке.