"Десять ошибок в воспитании ребёнка"

Леонгардт Светлана Александровна

 "Десять ошибок в воспитании ребёнка"

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит в тупик, а может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

На вопрос “Имеешь ли ты свои постоянные трудовые обязанности в семье?” Все учащиеся класса дали положительный ответ. Но только половина учеников всегда охотно помогает родителям, когда они просят. Больше влияет вежливая просьба, категорическое приказание - на 6 человек, угроза наказания - на 5 учеников, обещание награды - на 2 ученика.

Отсюда первая ошибка - обещание больше не любить.

“Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”

Психологи считают, что обещание больше не любить своего ребёнка - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Однажды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – он будет воспринимать вас как людей лживых и научиться этому сам.

Намного лучше сказать так: “Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю”.

На вопрос «Какие ласковые слова ты слышишь от родителей и в каких случаях?», дети отвечали: умница, умничка, доча, рыбка, котёнок, молодец, зайка, дочурка, лапуля, красавица, солнышко, ласточка, малыш, птенчик мой, славный, сыночек, мышонок. Когда дети плачут, когда им плохо, выходят за четверть хорошистами, получают отличные отметки, то родители ласкают их, но, не всех ребятишек. Именно поэтому есть и такие ответы: никогда не говорят хорошие слова, никакие ласковые слова не слышу.

 Обиженные, живущие без ласки. Детей наказывают, бьют ремнём, подзатыльники поддают, домашний арест на месяц, не пускают гулять – такие ответы были наиболее частыми в анкетах! Родителям не до детей!

Отсюда и вторая ошибка - слишком мало ласки.

Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно всё - таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

Дети, растущие без ласки. Затем равнодушие и безразличие. Зачем вникать в дела детей?

Это третья ошибка - безразличие. “Делай, что хочешь, мне всё равно”. К чему приводит безразличие родителей к своим детям (маленьким и большим)?

Мнение психологов. Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Ребёнок, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнёт проверять, насколько оно “настоящее”. И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении плохих поступков. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: “Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что я люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета”.

Бывает и так: неверное понятие своего места (своей роли в семье) является четвёртой ошибкой - слишком много строгости. “Ты должен делать то, что я тебе сказал, потому что я в доме главный”

Родители считают, что дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Неважно, сколько лет ребёнку -6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею.

Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнить всё, когда вы рядом, и “наплевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим - почему и зачем”.

Иногда родители своих детей недооценивают, оберегают от всякой работы, расчищая ребёнку тропинку без дел и проблем, что приводит к пятой ошибке - детей надо баловать. “Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам”.

Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. “Попробуй - ка сделать это сам, если не получится, я тебе с удовольствием помогу” - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Шестая ошибка - навязанная роль. “Мой ребёнок - мой лучший друг».

Мнение родителей. Ребёнок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь мама и папа для них - главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем вместо того, чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.

Дети начальной школы (если бы стали волшебниками) не хотели иметь богатства и денег (всего 3-4 ученика назвали эти слова), а вот родители зачастую считают деньги лучшим воспитанием, все недостатки воспитания относят к нехватке денег. Как жаль! Ведь это седьмая ошибка - “Больше денег - лучше воспитание”.

Мнение психологов. Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для вас самый - самый.

Отсюда и наполеоновские планы, которые строите вы, а потом - трагедия ребёнка (сына или дочери). Это восьмая ошибка - наполеоновские планы. “Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш ещё маленький и слушается взрослых, но затем..., желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и приём наркотиков, и просто увлечение тяжёлым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Следующая ошибка связана с переменой настроения.

         Ваше настроение. “Можно или нет? Это зависит от настроения” .

Мнение психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: “Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать всё, что ты захочешь. А если плохое, постарайся быть ко мне снисходительным”.

Родители никогда не должны отталкивать ребёнка, объясняя тем, что нет времени. А у кого оно будет, кроме родных и учителей

И десятая ошибка возникает из – за отсутствия времени - слишком мало времени для воспитания ребёнка.

Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослого нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.

Дорогие родители, надеюсь, что вы много услышали полезного для себя. Большинство призадумается, правильно ли делает, поступает со своими детьми. Успехов Вам в воспитании своих детей. До новых встреч!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelskoe_sobranie.ppt418 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 4 классе Тема: « Основные затруднения в обучении четвероклассников »

Слайд 2

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность

Слайд 3

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Если согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Слайд 4

Моему ребенку нравится учиться в школе. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. В классе у него много друзей. Ему мало нравятся учителя в школе. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Слайд 5

Подсчитайте количество совпадений: 1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”. 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.

Слайд 6

Нормативы продолжительности учебных домашних заданий : Возраст Класс Продолжительность занятий 6 лет 1 до 1 часа (со 2 полугодия) 7 лет 2 до 1,5 часов 8 – 10 лет 3 – 4 до 2 часов

Слайд 7

Рекомендации родителям 1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме

Слайд 8

Благодарим всех за внимание.