Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через групповые приемы работы

Титовец Марина Александровна

 Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далёк от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта Государственных стандартов считают формирование коммуникативных универсальных учебных действий приоритетной задачей школьного образования.
КУУД необходимы для формирования социальной компетентности: учёта позиций партнёров; умения слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников; сотрудничать; участвовать в коллективном решении проблем. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.  При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей  в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

     Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача раздаточного материала по группам.

2. Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  •  подведение итогов группового задания.

     3.Заключительная часть:

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

     Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных задач; каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща. Однородная групповая работа предполагает выполнение группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными  группами. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Осень пришла», вторая группа – текст-описание «Осенний лес», третья  - текст-рассуждение «За что я люблю осень?». При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая - подбирает пословицы, которые выражают основную мысль произведения, третья – готовит чтение по ролям. 
В ходе работы поощряется совместное обсуждение  хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. 
Состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Дети, работая группами: решают и составляют задачи;  ищут наиболее рациональный способ решения; составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ; пишут продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки и др. 
Методы обучения в группе: кооперативное обучение; групповая дискуссия; мозговой штурм. Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей.
При организации групповой работы следует соблюдать правила: говори спокойно и ясно; говори только по делу; называй товарища по имени; внимательно слушай ответ, потому что будешь исправлять, дополнять, оценивать. Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты, культурный диалог.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснить и постоянно контролировать знания у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития КУУД. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класс на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Список рекомендуемой литературы:
1. Выхруш В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Киев, 1986.
2.Глазнова Т.А. Организация коллективной групповой и индивидуальной деятельности. «Начальная школа» № 10 1999.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности. (Вопросы психологии. -1993.-№ 3-4.)