Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность

Акименко Жанна Александровна

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

         Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

         Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной работе проектную технологию. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования.

         Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата.

         В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности могут быть  названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Таким образом, проектная деятельность содержит возможности для формирования  широкого спектра УУД учащихся. Рассмотрим «Методические особенности организации проектной деятельности младших школьников».

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

 1. Мотивационный этап

 2.Этап планирования

 3.Информационно - аналитический этап

 4.Этап реализации проекта

 5.Защиту   про­екта

 6.Рефлексивный этап

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД:

Этапы работы

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап.

Определение темы и целей проекта  на основе учебной ситуации.

Общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы.

Планирование

Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей.

Регулятивные и коммуникативные

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  • Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;
  • Принимать разные точки зрения и отстаивать свою

Информационно-аналитический этап

Сбор и уточнение ин формации, обсужде ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения  и т.д.).

            Познавательные

  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи

Выполнение проекта

Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Защита   проекта

Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о                                 проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

 Коммуникативные

·         Навыки монологической речи

·         Умение уверенно держать себя во время выступления

·         Артистические умения

·         Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

·         Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивный

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.  

Личностные и регулятивные

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  • Усвоение нравственных норм
  • Понимание своего духовного роста

         Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.

         Важной формой работы является внеурочная деятельность по организации индивидуальных проектов. Самым трудным и важным этапом организации является выбор темы.  Главное условие успешности проекта – интерес ученика к проекту, проблеме, которую он решает. Поэтому предлагая ученику тему проекта, учитель должен изучить интересы, склонности, увлечения ребёнка. На одном из внеклассных занятий я использовала методику, которую мы назвали «Вопросы учёному», где предложили детям представить, что они встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую их тему. Дети задавали вопросы:«Почему ёлочка всегда зелёная?», «Почему вымерли мамонты?» «Как появились домашние животные?». Очевидно, эти вопросы могут стать темой и проблемой будущих проектов детей.

         Например, «Фантастический проект». На классном часе «Чудеса в нашей жизни» речь зашла о животных, которые могли бы улучшить  и разнообразить нашу жизнь. Дети предложили нарисовать таких животных. Цель проекта – изготовление изображения фантастического животного.

Составили план:

1.Мотивационный этап: изготовление бумажного эскиза.

2.Планирование: порядок выполнения работы.

3.Выполнение проекта: изготовление изображения.

4. Просмотр и защита своих проектов.

5. Рефлексивный: анализ выполнения проекта.

Изготовление эскиза.

         Каждый учащийся должен придумать и создать животное, которого не существует в природе и которое бы ребенку понравилось. После того, как все дети заготовили свои эскизы, они садятся за работу по изготовление полноценного изображения. Каждый ребенок представляет свой проект.

         Кроме того, индивидуальный проект может стать продолжением исследования, начатого на уроке. Например, после изучения темы «Как  живут растения» Настя Г. заинтересовалась и решила продолжить свои наблюдения. Выдвинули тему исследования «Что необходимо растениям для жизни?»

Вместе поставили цель: создание проекта «Что необходимо растения для жизни». Заработали план  работы:

1.      Какие бывают  растения?

2.      Что общего у всех  растений?

3.      Что необходимо  растениям  для  жизни? (исследование) 

         Настя читала предложенную литературу, находила ответы на вопросы, продолжала исследовать, как развивается растение из семени. Свои наблюдения девочка записывал в дневнике наблюдений, делала рисунки и составила презентацию.

         Свою работу Настя показал и рассказал классу, затем на родительском собрании, чем заинтересовала детей и родителей.

         В ходе таких проектов у учащихся формируются личностная мотивация достижений, целеполагание, планирование своей работы, оценка своих результатов, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ и синтез объектов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, т.е. происходит формирование всех УУД.

         Если на первых проектах детям была нужна помощь, то по мере использования и овладения алгоритмом работы над проектом, учащиеся проявляли больше самостоятельности на каждом этапе работы над проектом.

         Система работы над проектом даёт положительные результаты. Результаты анкетирования учащихся и их родителей и наблюдения показали, что цели нашей работы достигаются, задачи – выполняются, дети и родители заинтересованы в продолжение работы. На основе своих наблюдений, можно сделать вывод,  что большинство  учащихся учатся находить необходимую информацию, овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед аудиторией. А родители отмечают, что улучшилось общение между детьми, стали более самостоятельными стали контролировать свое поведение, дети стали планировать свою деятельность, появилась заинтересованность узнавать и находить что-то новое, с  интересом решают логические задания.

    Таким образом, мы делаем вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД,  что и требуют новые образовательные стандарты. Но данная проблема требует дальнейшей работы для положительной динамики учащихся.

   Я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную личность. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные нужно только по-настоящему увлечь их.

 

                                                    Литература

1.     АсмоловА. Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. //М.: Просвещение 2009.

2.     Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.

3.     Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.

4.     Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников.  // Начальная   школа. 2005, № 9.-c55.

5.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в области образования.// М. :Академия. 2002.