Особенности проведения уроков в классе с детьми с СДВГ

Киктева Татьяна Николаевна

Особенности проведения уроков в классе с детьми с СДВГ

 

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной программы, за последние годы резко возросло. В результате исследования была выделена особая категория учеников – это дети с синдромом  дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Специалисты выявляют следующие клинические проявления СДВГ:

- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется;

- Легкая отвлекаемость на посторонние предметы;

- Неумение сосредоточиться;

- Нетерпение;

- С трудом сохраняемое внимание;

- Частые переходы от одного незавершенного действия к                   другому;

- Сложности при выполнении заданий или во время игр;

- Неумение играть тихо, спокойно;

- Болтливость;

- Мешает другим, пристает к окружающим;

- Частая потеря вещей, необходимых в школе, дома.

 

Учитывая все выше сказанное, работа с такими детьми на уроках должна строиться с учетом их особенностей.

Необходимо:

- Исключить все посторонние помехи;

- Избегать перегрузок учащихся и стрессовых ситуаций;

- Тон общения должен быть доброжелательный, спокойный;

- Объем материала планировать меньше, темп урока медленнее;

- Наглядный материал должен быть свободным от лишних деталей;

- Нежелательно вывешивать пособия, которые не относятся к уроку

- Привлекать внимание к главному;

- Смена видов деятельности;

 - Обеспечить оптимальные условия восприятия (крупный размер иллюстраций, четкость изображения);

- Учить анализировать образец;

- Усиление регулирующей роли речи (опиши образец, после выполнения работы расскажи о ней);

- Обучение рациональным способам работы;

- Учить способам контроля;

- Использовать опоры, памятки, схемы.

 

Существуют также особенности планирования учебного материала.

1.    Имеется большой подготовительный период подготовки к обучению грамоте;

2.    Изучение каждой темы включает в себя подготовку к каждой теме.

Подготовительная работа идет в 3-х направлениях:

- обогащение чувственного (сенсорного) опыта;

- пополнение, уточнение словарного запаса учащихся;

- постепенное усвоение необходимой терминологии.

3. Некоторые темы изучаются не так как принято в общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что у детей в дошкольный период не накопилось достаточно знаний и обобщений о языке, которые обычные дети усваивают в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

4. Большее количество часов на изучение тем.

 

Последовательность изучения материала строится следующим образом:

1)   Наблюдения за действиями учителя;

2)   Предметно-практическая деятельность учащихся, сопровождающаяся словесной инструкцией;

3)   Нахождение в окружающей обстановке предметов, заданного свойства (связь с жизнью);

4)   Графическая работа в тетради;

5)   Работа с книгой, таблицей;

6)   Закрепление материала во внеурочное время.