феномен авторства подростков

 

 Способность к творчеству заложена в каждом из нас, поэтому она выражается не только  в таланте или способностях. Чтобы стать творческим человеком, не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество есть универсальная функция человека, которая делает возможным самовыражение в самых различных формах.

Такой подход делает право утверждать, что способность к творчеству – универсальное свойство всех людей, но чтобы эта способность  проявилась и получила развитие,  необходимо не только включать человека в творческую деятельность, важно с педагогических позиций создавать внешние и  внутренние условия для эффективного включения человека в деятельность на творческом уровне.

Среди педагогов существуют разные, подчас противоположные ответы на вопрос, возможно ли детское творчество. В числе ответов встречаем: детское творчество невозможно, так как один из показателей творчества – создание нового, нужного обществу. Для показателя детского творчества достаточно  создания детьми нового только для себя, детское творчество может нести новое не только для них самих, но и быть социально полезным.

Понимание творчества как самореализации и  выражения уникальной индивидуальности ребёнка ориентировано на поощрение самобытного, оригинального подхода к деятельности. В том смысле творческое действие означает: поступать не так, как все, иметь свою, отличную от других точку зрения, или свою авторскую позицию.

Этот подход условно можно назвать личностно-значимым, поскольку в его рамках доминирует объяснение  творчества как  уникального, особого процесса  реализации индивидуальных творческих решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_avtorstva.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Ирафского района РСО-Алания

Методическая разработка

«Феномен авторства подростков»

Текоева Ира Исаевна

Методист Дома детского творчества

Ирафского района

 Способность к творчеству заложена в каждом из нас, поэтому она выражается не только  в таланте или способностях. Чтобы стать творческим человеком, не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество есть универсальная функция человека, которая делает возможным самовыражение в самых различных формах.

Такой подход делает право утверждать, что способность к творчеству – универсальное свойство всех людей, но чтобы эта способность  проявилась и получила развитие,  необходимо не только включать человека в творческую деятельность, важно с педагогических позиций создавать внешние и  внутренние условия для эффективного включения человека в деятельность на творческом уровне.

Среди педагогов существуют разные, подчас противоположные ответы на вопрос, возможно ли детское творчество. В числе ответов встречаем: детское творчество невозможно, так как один из показателей творчества – создание нового, нужного обществу. Для показателя детского творчества достаточно  создания детьми нового только для себя, детское творчество может нести новое не только для них самих, но и быть социально полезным.

Понимание творчества как самореализации и  выражения уникальной индивидуальности ребёнка ориентировано на поощрение самобытного, оригинального подхода к деятельности. В том смысле творческое действие означает: поступать не так, как все, иметь свою, отличную от других точку зрения, или свою авторскую позицию.

Этот подход условно можно назвать личностно-значимым, поскольку в его рамках доминирует объяснение  творчества как  уникального, особого процесса  реализации индивидуальных творческих решений.

Мы предлагаем рассмотреть творчество не только как накопление эмоционального опыта и способность к  созданию новых продуктов  (артефактов) культуры, но и способность качественной организации стиля жизнедеятельности подростков и построения или взаимоотношений с людьми.

В современной системе образования и воспитания преобладает интеллектуальная составляющая, не учитываются возможности  широкого использования других способов  проявления индивидуальности. Для того, чтобы раскрыть  художественные способности подростка, педагогу необходимо установить психологический контакт и пробудить взаимное доверие. Наилучшим образом контакт устанавливается с началом совместной художественной деятельности, в ситуации, когда педагог  открывает свой внутренний мир подросткам, помогая им тем самым не только принять учителя, но и раскрыть свои ожидания и  интересы.

Педагогический опыт убеждает, что лучший способ сделать подростков открытыми и коммуникабельными – обеспечить им свободу художественного выбора и самоидентификацию (понимания своей включённости в мир друг друга). Эти процессы становятся для него также и сознанием себя как культурного деяния автора.

В ходе экспериментальной работы нами обнаружена следующая закономерность: чем больше проблемных ситуаций, с помощью которых снимаются внутренние «зажимы» и в которых подросток раскрепощается, тем сильнее мотивация создания им продукта художественной деятельности (рисунка, песни, стихотворения, сказки и т.д.). Было установлено, что развитие художественных способностей школьников сопровождается разноплановым проявлением особого феномена, который был назван «феномен авторства».

Обращённость подростка на внутренние основания своих действий и поступков создаёт предпосылки для изменения отношений подростка с окружающей действительностью. Внутри совместной учебной и творческой деятельности у подростков формируются способности и потребности познать и проявить себя. Открытие собственного я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущений себя «автором и творцом собственной биографии»- это основные события кризиса отрочества. Задача педагога в этот период - обеспечить педагогическое сопровождение подростка, помочь ему выйти из кризиса в процессе культурной и творческой самоидентификации.

Ведущая деятельность данного периода – общение со сверстниками, которая ставится компонентом всех действий подростка. Основной формой проявления индивидуальных качеств становится самореализация. В художественной деятельности она проявляется как авторство. Реализуя ту новую для себя способность, подросток начинает решать самостоятельно многие проблемы.

Подросток постоянно ищет себя, создавая собственные творческие работы, свободно импровизируя, доказывая свою подситуативную активность во всех видах деятельности.

Авторство традиционно определяется как состояние и фиксация статуса художника и писателя, как принадлежность произведения автору. Однако это понятие носит искусствоведческий и психологический характер, употребляется учёными как метафора.

Феномен авторства мы связываем с саморазвитием подростка. Этот феномен проявляется у подростка, когда у него назревает необходимость разрешить внутренние или внешние противоречия и проблемы в образной форме, в виде культурного артефакта.

Авторство проявляется в различных контекстах. Мы выделили следующие основные «измерения».

Психологическое «экзистенциальное» - автор, субъект собственного поступка строит себя и свою сам.

Культурологическое  - способность создавать новый культурный продукт. Художественное – способность создавать и строить собственное пространство художественного творчества и быть создателем оригинального художественного произведения, осознавая себя субъектом художественного творчества.

Опыт показал, что следует обратить внимание на два аспекта проблемы. Первый аспект: как, и с помощью каких средств, учитель может раскрыть творческий потенциал подростков, многие из которых числятся в «трудных» и ранее не проявляли особых способностей? Важно установить психологический контакт и пробудить взаимное доверие подростка и учителя. Второй аспект: какую роль играет обретённое авторство подростка в его образовании! Как могли бы процессы свободного воспитания и введения творчества непосредственно в учебный процесс изменить содержание традиционного образования!

Авторство в подростковом возрасте связано с глубинными процессами идентификации и самоопределении в целом. Можно указать на следующие особенности этих процессов: подросток осознаёт себя в качестве деятеля культуры (поэта, автора песен, художника, писателя); осознание себя в творчестве связано с самопознанием и потребностью в самовыражении; осмысленная творческая деятельность становится внутренним стержнем саморазвития, творческой рефлексии и реконструкции «Я – концепции», происходит обогащение внутреннего мира подростка: он пересматривает ценности и условия своей повседневной жизни; он начинает понимать самоценность творчества и собственного творчества в частности.

По нашему убеждению, «феномен авторства подростка» наблюдается в условиях создания благоприятной психолого–педагогической и культурной среды его художественной деятельности, когда педагог стимулирует проявления и осознание подростков своих художественных способностей. Однако, многое здесь ещё только становится предметом психолого-педагогического осмысления.