Пути к взаимопониманию учителей и родителей

Трошкова Валентина Леонидовна

Аннотация: важной проблемой организации учебно-воспитательного процесса является взаимодействие двух социальных институтов – педагогов и родителей. Образование и воспитание ребёнка должно происходить как в школе, так и дома, поэтому взаимопонимание учителей и родителей на протяжении всего учебного периода является ключевым фактором для решения проблем и успешности обучения ребёнка.

Как наладить эффективное взаимодействие и не допустить конфликтных ситуаций при общении с учителем? Как правильно отстоять свою позицию и прийти к общему решению? Что нужно, чтобы учителя и родители стали не противникам, а реальными помощниками для ребёнка? Данная статья освещает ответы на эти вопросы.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Повседневные заботы, преобладание материальных жизненных ценностей приводят к все большей рассогласованности действий двух социальных институтов.

Если вспомнить, часто ли наши родители принимают участие в организации школьных внеклассных мероприятиях, часто ли они оказывают помощь учителю, проявляют ли собственную инициативу, регулярно ли ходят на родительские собрания, а главное – с охотой ли, то можно сделать вывод о том, насколько успешно складывается взаимодействие двух воспитательных сторон, насколько слажена их работа.

В предназначении школьных и домашних воспитателей много общего. Конечная воспитательная цель родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни. Педагоги образовательного учреждения ставят ту же цель, только несколько иначе ее формулируя. Достижение цели возможно только совместными усилиями. Учителя и родители нуждаются друг в друге, как основные носители информации о ребёнке. Ведь каждый из них знает о школьнике то, чего порой не знает другой. Взаимодействие семьи и школы ведет к взаимопониманию, обретению доверия, обмену духовными ценностями. Знание того, что окружает ребенка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия, которые нередко случаются. Воспитательные действия отца и матери ребенка запрограммированы, прежде всего, опытом родительской семьи, обусловлены нравственными качествами и интеллектуальным развитием, стилем взаимоотношений в собственно созданной семье. Большинство родителей не читают педагогическую литературу, предпочитают руководствоваться собственным здравым смыслом.

Действительность требует от учителя советов по семейному воспитанию чаще всего другого характера, в частности, воспитания ребенка в нездоровой семейной атмосфере. Необходимость сотрудничества с родителями настолько велика, что, лишившись его, процесс обучения, воспитания принимает ущербный характер. Классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ведь ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей. В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому так необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Достижение сотрудничества родителей и педагогов – путь сложный.

Что же для этого необходимо?

Прежде всего, взаимное желание общаться, умение уважать собеседника и помнить, что главной целью общения является ребенок. Необходимо отходить от традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, родительских собраний, которые, как правило, имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.

Родительское собрание – одна из наиболее эффективных форм педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания должна включать беседу, подведение итогов работы родителей, представление творческих работ учащихся. Родительское собрание надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе с педагогом они могут достичь многого. Каждая такая встреча должна давать повод к размышлению, вызывать желание анализировать, думать, читать.

Иногда родительские собрания целесообразно проводить в необычной форме. Например, в виде игры «Звездный час», в которой принимают участие и дети, и родители. Заданиями игры могут быть темы уроков по программе начальных классов. В первом туре принимают участие все пары -  родитель и ребенок. Во второй тур выходят победители первого тура: 6 семей. В перерывах между турами ребята приветствуют родителей музыкальными номерами.

Нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Необходимо вести такую работу с родителями, которая предполагает их участие во всех коллективных творческих делах школы и отдельно взятого класса.

Известно, что учебно-воспитательный процесс предполагает взаимодействие трёх составляющих: ученик, учитель, родители. Это взаимодействие наиболее ярко прослеживается в начальной школе и включает в себя не только уроки, но и внеклассную работу. Во многом интерес ребёнка к школе зависит от интереса к школе родителей. Особенно ценны те мероприятия, в которых все три стороны принимают активное участие. С большим успехом всегда проходит «Неделя открытых дверей» для родителей, которые активно посещают уроки. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Пропаганду педагогических знаний можно вести через систему наглядной агитации. При такой форме работы в классах предполагается оформление «Уголков для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. Организация выставок совместного творчества вызывает огромный интерес детей и желание родителей помогать своим детям.   

Современные отношения семьи и школы требуют новых форм работы. Родительские собрания, индивидуальные беседы должны быть интересными и полезными для всех, ведь не развивая родителей - семью, нельзя полноценно воспитать, развить личность школьника. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, вовлекает в воспитательный процесс.