Решение педагогических ситуаций в начальной школе.

Трошкова Валентина Леонидовна

Решение педагогических ситуаций в начальной школе.

Аннотация: Статья посвящена решениям педагогических ситуаций в начальной школе. Целью работы является теоретический анализ способов решения ситуаций по данным проблемам. Особое внимание уделено разнообразным видам поведения. На основе проведенного анализа были предложены способы решения конкретных ситуаций в начальной школе.

Ключевые слова: педагогические ситуации, начальная школа, трудный ребенок, конфликт, ссора.

В современное время в России проблема различных педагогических ситуаций стала актуальной темой исследования.  Актуальность выражается в том, что каждый из нас является или учителем, или родителем, или чьим-то другом, а это значит, что нам приходится сталкиваться с капризами, ссорами, иногда даже и с драками.

Так, специалисты утверждают, что даже если педагогические ситуации в сферу вашей деятельности не входят, их все равно можно решить разными способами. Для этого необходимо помнить определенные законы и правила.

При появлении ситуативных подходов при воспитании школьников, очень часто стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

Необходимо понять, что подразумевают под собой данные термины. Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Для начала нужно дать определение. Итак, педагогическая ситуация-это факты и истории, жизненные обстоятельства, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В отличие от стандартных педагогических ситуаций, нестандартные бывают очень сложными и требуют, соответственно, большое количество времени.

Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми. Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком. И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие "трудные" дети.

По определению А.И.Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие.

Приведем общую классификация педагогических ситуаций:

1) по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

2) по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

3) по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

4) по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

5)  по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);

6)  по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

7) по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.

Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Мы определили классические ситуации характерные для младших школьников это:

Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому возникает в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, или же из–за несовпадения оценочных суждений.

Жалобы, ябедничество, доносы. Учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»

Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). Обмен не по правилам способствует развитию корысти и может вызывать ссоры.

Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты и т.д.

Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.

Главной причиной педагогической ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной жизни. Любой конфликт требует разрешения. И именно работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но они должны разрешаться обдуманно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении конфликта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить ее содержание. Проведение оценки и анализа ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать значимые задачи. В соответствии с полученной информацией учитель может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений конфликтов зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной подготовки. Большое значение имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения. Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются детализации своих действий, в то время как молодым педагогам данная методика может помочь в работе с детьми, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций, к примеру, или в младших классах средней школы.

В течение учебного дня учитель всегда контактирует с учащимися и сталкивается с разными конфликтами и трудностями. У опытных учителей методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, молодым учителям иногда приходится очень трудно, Так как школьникам трудно соблюдать правила поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школе постоянно происходят нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как подрались дети.

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить самые значимые. После чего учитель должен перейти урегулированию конфликта. В данном примере стоят следующие задачи: помочь школьнику осознать свою вину, чтобы в будущем он не совершал подобного; провести беседу с родителями ученика.

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. современному учителю это дается совсем нелегко. опыт в решении нестандартных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка

Итак, как же разрешить эту педагогическую ситуацию?

Детям школьного возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение мнение взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество. Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.

Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества. Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.

Таким образом, поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях. Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.