Педагогическое сопровождение развития детской одарённости через мониторинговый дистанционный предметный и метапредметный конкурс «Эрудит-Марафон учащихся»

Дерябина Ирина Александровна

Педагогическое сопровождение развития детской одарённости через мониторинговый дистанционный предметный и метапредметный конкурс «Эрудит-Марафон учащихся» Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Все мы знаем, что большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Я хочу поделиться опытом использования курса О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям начальных классов, реализующих ФГОС начального общего образования. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Курс включает 33 занятия в 1 классе, по 34 занятия – во 2,3,4 классе, 1 занятие в неделю. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей). Каковы же особенности занятий по РПС и в чём их отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не ограничиваюсь упоминанием, что «так неверно», а поясняю: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей, чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки. В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. Осуществляется учёт индивидуальных особенностей обучающихся. «Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Для проведения занятий по РПС разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях; в) программы курса. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определённом порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объёма материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Ожидаемый результат: учащиеся научатся: • Целенаправленно сосредотачиваться; • Применять специальные приемы для лучшего запоминания; • Строить правильные суждения; • Сравнивать различные объекты; • Выполнять простые виды анализа и синтеза; • Устанавливать связи между понятиями; • Комбинировать и планировать; • Самостоятельно действовать; • Принимать решения; • Управлять собой в сложных ситуациях; • Работать в группе. Продолжительность и общая характеристика составляющих занятий: 1. «Мозговая гимнастика.(2-3минуты.) Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения. 2. Разминка (3-5минут). Данный этап создает у ребят определенный эмоциональный фон. В разминку включены вопросы, способные вызвать интерес, рассчитанные на сообразительность и быстроту реакции. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Задания на этом этапе способствуют развитию перечисленных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. 4. «Веселая переменка» (3-5 минут). Динамическая пауза развивает не только двигательную активность, но и умение выполнять несколько заданий одновременно. 5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Решение не учебных типовых задач опирается на поисковую активность ребенка, на умение в нужный момент «достать из своего багажа» тот или иной алгоритм и применить его в данной ситуации. 6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты) Этот этап направлен на снятие зрительного утомления, достижение состояния зрительного комфорта. 7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). Ребенок учится производить анализ, сравнение, строить умозаключения. Диагностику развития познавательных способностей мы проводим через мониторинговый предметный и метапредметный конкурс «Эрудит-Марафон учащихся». Состоит он из 3 раундов: мониторинговый дистанционный метапредметный конкурс «Эрудиты», мониторинговый дистанционный предметный конкурс «Специалисты», мониторинговая сюжетно-ролевая игра «ЭМУ-Квест». ЭМУ – не простой конкурс. Его цель – осуществление мониторинга сформиро-ванности ключевых компетентностей учащихся. Обучающиеся гимназии участвуют в этом конкурсе с 2008 года. Специально для этого конкурса разработана Система Мониторинга Развития. По итогам конкурсов «ЭМУ» школа получает разносторонний анализ: 1. Сведения о том, как на каждый вопрос ответил каждый учащийся, какие из этих ответов были засчитаны, а какие нет. Какие ответы учащегося были засчитаны в качестве неправильных, но творческих. 2. Внутришкольный рейтинг учащихся, региональный рейтинг и общий рейтинг. 3. Статистику решения заданий разной степени трудности и методические рекомендации для каждого ученика. 4. Анализ уровня сформированности ключевых компетентностей для каждого ученика. 5. Анализ уровня сформированности ключевых компетентностей по классам. 6. Статистический отчёт по конкурсу. 7. Рейтинг школ. Для каждого родителя и учителя в Системе заводится Личный Кабинет в котором он может посмотреть касающуюся его информацию о результатах конкурса. По результатам метапредметного конкурса «Эрудит», который включает себя 4 раунда: Смелый, Умный, Быстрый, Смелый в 2014-2015 учебного года наша гимназия заняла 1 место из 9 школ Ханты- Мансийского округа.