Как организовать духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях?

Любкина Ирина Васильевна

Педагогическая статья

Как организовать духовно-нравственное воспитание    младших школьников в современных условиях?

Автор: Любкина Ирина Васильевна,

 учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №25

г. Балаково, Саратовской области

Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться    человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым».

(Ю.А.Шрейдер)

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников волнуют учителей во все времена, но особенно актуальны стали они сейчас, когда в школу привели детей родители, которые сами выросли в период перестройки. В 90-е годы произошел развал советской системы ценностей. Главная целью общества стало повышение благосостояния. Образование стало вне идеологии, а национальный воспитательный идеал просто исчез в обществе. В связи с этим появились огромные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России, обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм». В 2011 году российское образование перешло на ФГОС нового поколения, который объявил, что духовно-нравственное развитие граждан России – одна из приоритетных задач современной образовательной системы. В связи с этим был разработан комплекс программ на федеральном уровне:

·                   «Дети России»;

·                   «Программа развития воспитания в системе образования»;

·                   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.

Каждый регион разработал свой план мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, учитывая следующие дополнительные ресурсы:

1)                Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) 2009г.

2)                Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование.

3)                «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Цель духовно-нравственного воспитания: духовное обновление ребенка.

 А главная задача: научить ребенка любить. Любовь как известно спасет мир!

Современный национальный воспитательный идеал- это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Так как же организовать духовно-нравственное воспитание в современных условиях?

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. с 1 сентября 2012 г. во всех   субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Содержание модулей сгруппировано вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурные традиции. Это очень важно в современных условиях. Этот предмет помог мне в решении проблем духовно-нравственного состояния подрастающего поколения. Ведь основные ценностные ориентиры предмета:

-ценность жизни и человека

-ценность добра и истины

-ценность семьи

- ценность труда и творчества

-ценность социальной солидарности

- ценность гражданственности и патриотизма.

Например, на уроке «Милосердие и сострадание» обучающиеся слушают и разбирают» христианские православные притчи, выясняют, что означает слово милость, записывают   свои милосердные дела и поступки. Такие уроки воспитывают у детей доброту, отзывчивость, сострадание и милосердие.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет большие возможности и для организации внеурочной деятельности. Это могут быть праздники, игры, экскурсии по духовно-культурным историческим центрам города, как очные так и заочные, встречи с интересными людьми. Обязательно надо привлекать к таким делам родителей. Совместный досуг детей и родителей позволяет изучить семьи учащихся, познакомиться с их системой нравственных ценностей и традиций, которые оказывают большое значение   на нравственное становление детей.

Очень полезна для духовно-нравственного развития и воспитания проектная деятельность. Например, к 70- летию Великой Победы, я проводила исследовательский проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Дети с интересом участвовали в проекте. Свои истории они записали в виде сочинений.  Одна из лучших работ «Бесценный хлеб» была представлена на муниципальном конкурсе, и моя ученица Виноградова Полина получила диплом 2 степени на уровне города в номинации «Самое доброе литературное творчество».

Очень важно вовлекать ребят в социально- значимые акции. Так, мои обучающиеся приняли активное участие в акции «Привет солдату», организованной на сайте «Творческая Корпорация». Особенно важно, что мероприятие проходило в преддверие Дня защитников Отечества. Ребята решили поздравить солдат с праздником. Они собрали посылку, в которую вошли открытки -поздравления, рисунки, гигиенические принадлежности, канцтовары и продукты. На сайте опубликовали фотоотчет в виде презентации. Регулярно мои ученики вручают поздравления ветеранам к празднику Победы, к Дню пожилого человека, которые делают своими руками. Такие акции не только включают обучающихся в социально-значимую деятельность, но и формируют гражданско-патриотическое отношение к Родине, ветеранам, вызывают популяризацию военной службы в рядах Вооружённых Сил России.

В условиях ФГОС популярны стали мероприятия, нацеленные на воспитание толерантности. Это могут быть игры, конкурсы рисунков различные беседы, классные часы, например, «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Традиции и обычаи моей страны», «Планета толерантности».

Таким образом благодаря поддержке правительства, комплексу программ на федеральном уровне, курсу «Основы религиозных культур и светской этики», программе по духовно-нравственному развитию региона, школы, мы учителя целенаправленно проводим мероприятия, способствующие духовному-нравственному воспитанию ребенка. Это действительно сейчас одна из главных воспитательных задач современной образовательной системы. Вместе мы воспитаем новое поколение «высоконравственных, граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

«Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души».