Использование здоровьесберегающих технологий в системе работы педагога в (специальных) коррекционных классах.

Никулина Татьяна Дмитриевна

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. По мнению И.И.Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентностей педагога проектировать здоровьесберегающую среду школьного учреждения адекватную возрасту и состоянию здоровья ребенка.Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.Особенно это важно для школ, содержащих (специальные) коррекционные классы, в которых  дети в силу психофизических особенностей имеют большую физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям, гиподинамию.Вопросами сохранения и укрепления здоровья школьников с применением здоровьесберегающих технологий занимались такие авторы как  Ф.Г. Мухаметова,  Е.Н. Дзятковская,  А.Н. Гамаюнова  и др.Но данных исследований явно недостаточно для полного раскрытия данной проблемы, поэтому одной из тем, требующих глубокого, специального исследования является тема, рассматривающая систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в специальных коррекционных классах.Научная новизна исследования заключается в том, что разработана система работы педагога  по формированию потребности в здоровом образе жизни  с  использованием здоровьесберегающих технологий.Теоретическая значимость исследования состоит в установлении основ                формирования потребности в здоровом образе жизни на основе развития адаптационной системы защиты, направленной на укрепление здоровья младших школьников коррекционного класса, а также на развитие установок отношения к здоровью как к ценностиПрактическая ценность исследования заключается в том, что система по формированию потребности в здоровом образе жизни младших школьников  коррекционных классов может быть использована в работе педагогов других учебных учреждений коррекционного вида.Дети коррекционного класса, это такие  дети, которые  требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома, поэтому для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со стороны учителей и со стороны родителей.Необходимо отметить, что задержка психического развития — это нарушение нормального темпа развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие задержка подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.Организация обучения в таких классах осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения, которая представляет собой форму дифференциации образования, позволяющую решать задачи современной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Поэтому способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка – первейшая задача педагога.А в этом большую помощь педагогу окажут так называемые здоровьесберегающие образовательные технологии, которые  занимают почетное  место  среди современных образовательных технологий.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера образования.Правильная организация урока в коррекционно-развивающем классе оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.Практика показывает, что в I классе уже к началу четвертого урока скорость и точность работы учащихся значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности учащихся коррекционного класса к четвертому уроку особенно заметно к концу недели.Таким образом, в связи с изложенным выше, можно достаточно определенно сказать, что с точки зрения охраны здоровья детей коррекционного класса,  в начальной школе должно быть не более трех уроков в день. Однако это пока невозможно из-за объема учебной программы.Следовательно, нужно искать новые способы по освоению все более усложняющегося для понимания учащихся коррекционного класса учебного материала за меньшее количество учебных часов. Решение этой задачи – в разработке новых средств и методов преподавания, направленных на активизацию резервных возможностей детей коррекционных классов.Структура урока у таких учащихся оказывает большое влияние на функциональное состояние их организма, на работоспособность.Исследования показывают, что наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность учащихся  коррекционных классов и не создает необходимых условий для развития. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.Можно выделить ряд валеологических положений правильной организации уроков учащихся  коррекционных классов. Это в первую очередь учет динамики работоспособности детей. Первые 3–5 минут — фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей — 15–20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.Сохранить высокую работоспособность на уроке в коррекционном классе  помогает рациональное чередование различных видов деятельности, поэтому важно отметить, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомлении у детей. В первую очередь это касается классов коррекционно-развивающего обучения в связи с быстрым развитием запредельного торможения. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления.Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания уроков. Совершенно недопустимо, чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны здоровья детей отодвигались на второй план.Работоспособность детей коррекционного класса, как в течение дня, так и в течение недели заметно колеблется. Анализ работоспособности показывает, что первый урок не очень продуктивный, так как приходится на фазу «вхождения» в учебный процесс. Второй и третий уроки способствуют периоду оптимальной, устойчивой работоспособности и, следовательно, максимально продуктивны.Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей — это на 10–15-й и 25–30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30–60 секунд.Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо.Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики — так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Гамаюнова, А. Н. Здоровьесберегающая деятельность специальной (коррекционной) школы VIII вида и содержание образования / А. Н. Гамаюнова // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 3. – С. 77.

2.     Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты / Е. Н. Дзятковская // Психология здоровья и личностного роста. - 2010. - № 1. - С. 62 - 93.

3.     Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина //Начальная школа.. - 2006. - N 6. - C. 56-57.

4.     Мухаметова Ф. Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения / Ф. Г. Мухаметова //Начальная школа. - 2006. - N 8. - C. 105-106.

5.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/Н.К.Смирнов.- М.: АПК и ПРО, 2010. – 96 c.