Выявление и поддержка одарённых детей через Интернет-конкурсы

Денисова Надежда Сергеевна

 

Автор:  Денисова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

 

 

 Выявление и поддержка одарённых детей через Интернет-конкурсы

 

                                         «Не бывает сколько-нибудь достоверных тестов

                                 на одарённость, кроме тех, которые появляются

                                в результате активного участия хотя бы в самой

                                   маленькой поисковой исследовательской работе».

 

      Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.

       В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

      Одарённость - своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.

       Я считаю, что ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но  не  каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их.  Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития  детской одарённости и талантливости нужно создавать благоприятные условия. Нужно находить  такие  активные формы  вовлечения учащихся в деятельность (как интеллектуальную, так и творческую), которые  позволили  бы ребенку  не только  проявить свои индивидуальные возможности,    но и максимально выразить себя,  самораскрыться. Одна из таких форм – интернет-конкурсы  помогают детям развиваться и совершенствоваться.

      Участие в интернет-конкурсах является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.

       Цель, которую я поставила перед собой: создать условия для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся.

       Задачи:

 -создавать условия для определения личных наклонностей и способностей обучающихся;

-повышать познавательную, творческую, поисковую активность участников конкурсов;

 -способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 -развивать ключевые компетентности и общеучебные действия;

 -формировать способность к самооценке и рефлексии.

        Планируемые результаты:

 -приобретение опыта участия школьников в различного вида конкурсах, марафонах, конференциях, олимпиадах;

 -развитие социальной и интеллектуальной активности учащихся;

-воспитание у учащихся целеустремленности, настойчивости и последовательности в достижении цели.

        Участие  в мультимедийных, интеллектуальных, творческих                    интернет-конкурсах и олимпиадах предоставляет  возможность моим учащимся соревноваться в масштабе, выходящем за рамки Москаленского района, не выезжая за   его пределы. Такая творческая работа создаёт благоприятные условия для повышения самооценки обучающихся,  развития   их творческой и познавательной активности, информационной культуры.  

         Обучающиеся моего класса каждый год очень активно участвуют в международных, всероссийских и телекоммуникационных конкурсах и викторинах. За один учебный год мы участвуем в 25-30 конкурсах (общепредметных, предметных, творческих). Вот некоторые из них:  «Весёлая математика» (www.unikru.ru), «Всезнайки» (www.farosta.ru),  «Второклассники в стране знаний» (www.farosta.ru), «Путешествие по Лингвинии» (www.farosta.ru), «Олимпиады по всем предметам» (www.fgostest.ru), «Мои любимые книги. В гостях у Агнии Барто» (www.unikru.ru), «День мамы» - конкурс рисунков и аппликаций (www.nic-snail.ru ), всероссийский конкурс электронных портфолио  «Одарённые дети России» (www.unikru.ru), «Герои сказок» (www.mir-konkursov.ru ) и многие другие. 

          В каждом из конкурсов участвует от 1 до 12 человек.            Обучающиеся с интересом выполняют различные задания:

- решают задачи, головоломки, ребусы, кроссворды;

- рисуют, выполняют аппликации, делают поделки, выполняют работы с интересными сюжетами из пластилина;

-  сами составляют кроссворды, сочиняют сказки, стихотворения и рассказы и т.д.

           Привлекать детей к участию в интернет-конкурсах я начала с 2011 года. Сначала мы участвовали в различных региональных телекоммуникационных проектах («Приключения Чиполлино», «Про белочек, зайчат и весёлых медвежат», «Математическая карусель», «Загадки природы» и др.).  Участие в таких конкурсах обычно командное. Обучающиеся всегда с интересом выполняют все этапы конкурсов, ждут результатов. Затем я  стала предлагать детям и родителям участвовать в предметных и творческих интернет-конкурсах, олимпиадах (обычно платных), где участие индивидуальное.

 В олимпиадах и конкурсах участвуют не только те, кто имеет высокую успеваемость. Свои силы пробуют далеко не «сильные» обучающиеся. Считаю, что нужно предоставить шанс любому ребёнку, который изъявил желание проявить себя. Участие в предметных олимпиадах  обучающихся с невысокой успеваемостью не только возможно, но даже рекомендуется, поскольку это повышает у них интерес к   выбранному предмету и стимулирует их развитие и мотивацию к процессу обучения. Даже если участник олимпиады сразу не   покажет хороших результатов, впоследствии он будет белее осознанно и ответственно подходить к изучению предмета. Абсолютно всем требуется дополнительный стимул, импульс, толчок к более разумному и ответственному отношению к учебе. Проведение олимпиад  и конкурсов обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.

       Интернет-конкурсы объединяют обучающихся, преподавателей и родителей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно - ориентированного обучения.

        С родителями и детьми я провела анкетирование и выявила высокий уровень мотивации и заинтересованности как учеников, так и родителей в  участии в интернет-конкурсах.

 Жизнеспособность системы моей работы с одаренными детьми подтверждается наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, блиц-турниров (региональных, всероссийских,  международных), конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих конкурсов.   Благодаря этой работе мои дети становятся успешными.  Получены грамоты, дипломы, благодарственные письма и сертификаты.

 В 2015-2016 учебном году трое обучающихся моего класса (Назарян София, Ревуцкий Владислав и Кличенок Виктория) стали лауреатами международного конкурса по физической культуре «Орлёнок» и были приглашены в г.Омск на вручение грамот и призов.

 В 2013 году я вместе с командой педагогов гимназии разработали и провели свой телекоммуникационный  интернет-проект «Новые встречи со старыми сказками» в рамках муниципального этапа областного конкурса «Радуга телекоммуникационных проектов»   (https://sites.google.com/site/novyevstrecisostrymiskazkami/).

         Если проследить за год наши совместные успехи, то становится заметной тенденция к постоянному увеличению (пусть незначительному) количества детей, которых можно назвать одарёнными. 

           Многое сделано, во многом приняли участие, но самое интересное, конечно, впереди.