"Учитель, которого ждут школа и общество"

Брязгунова Надежда Николаевна

В настоящее время возросли требования к учителю. Современный учитель должен научить ребенка добывать знания. Сам же должен прекрасно владеть информационными технологиями, не бояться экспериментировать, уметь самостоятельно выбрать нужный УМК из числа предложенных в Федеральном перечне, т.е. предоставлять учащимся качественные образовательные услуги. Современная школа вывела формулу: «не ученик для учителя, а учитель для ученика» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ, КОТОРОГО ЖДУТ ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Брязгунова Н. Н.

МКОУ «Ольховлогская ООШ»

nn-bryazgunova@yandex.ru

Стратегия развития начального общего образования в настоящее время направлена на обновление его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Требования XXI века – поворот школы к личности обучаемого, формирование инновационной активности, способности быть мобильным, готовым к смене профессии в любой момент в связи с потребностями общества.  

         Если Закон «Об образовании» (1992 г.) ставил задачу определить образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения, устанавливал три ступени общего образования и структуру системы образования в России, то новый Закон (2010 г.) обращен, прежде всего, к качеству образования.

Для осуществления качественного образования важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на развитие у детей способностей применять знания, реализовывать проекты, на освоение школьниками новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, т.е. определение компетентностного подхода в качестве приоритетного.

В связи с этим возросли требования к учителю. Современный учитель должен научить ребенка добывать знания. Сам же должен прекрасно владеть информационными технологиями, не бояться экспериментировать, уметь самостоятельно выбрать нужный УМК из числа предложенных в Федеральном перечне, т.е. предоставлять учащимся качественные образовательные услуги. Современная школа вывела формулу: «не ученик для учителя, а учитель для ученика» [1, с.19].

На современном этапе целью образовательного процесса должны стать не только предметные знания и умения, но и понимание мира и себя, образование себя, «строительство» собственной сущности средствами как процесса изучения того или иного учебного предмета, так и посредством его содержания. В период модернизации российского образования возникает необходимость создания информационно-образовательного пространства, обеспечивающего познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты содержания образования. Готовность и способность находиться «внутри нового» - основная составляющая инновационных педагогических идей [2, с. 4].

Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики педагога:

- культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;

- открытость личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления;

- принятие «другого как такового» (учащегося, родителя, коллегу и т.д.) с набором различных индивидуально-психологических характеристик, интересов, потребностей и др [3, с. 3].

В последние годы выросла социальная потребность в творческой личности педагогов. В связи с этим развитие творческих способностей учителя является одной из самых основных и , наверное, самых сложных задач в школе. Творчество предполагает независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развивать эти качества и движет учителями в освоении и внедрении новых авторских программ и УМК, новых технологий обучения в начальной школе, новых видов деятельности учеников.

Все сказанное выше меняет взаимоотношения между учителем и учеником. Идет взаимный обмен информацией. Не учащиеся выполняют требования учителя, а учитель должен удовлетворять требования учащихся к учебному процессу. Учитель выступает в роли тьютера, который направляет энергию познания учащегося. Учитель не впереди, а позади учащихся. Учащиеся обращаются к учителю за помощью в решении собственных проблем, и если видят, что получаемые знания не годятся, обучение прерывается. Это создает живую конкуренцию. Происходит переход от авторитарной педагогики к той системе преподавания, где учитель учит ученика добывать информацию и проектировать свою деятельность. А для этого учитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство, постоянно повышать свою квалификацию, постоянно учиться.

Модель современного учителя-профессионала

Учитель – это

•    Свеча, которая светит другим,

       сгорая сама;

•    Человек, который может делать

        трудные вещи  лёгкими;

•     Человек, который с добротой  

         выводит  блуждающего на его дорогу.

Модель учителя — это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала.

        

Составляющими модели учителя-профессионала являются его кредо и карта профессиональных достоинств учителя.

Кредо  современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость. Вот эти истины:

 •        Я знаю, чему надо научить

 •        Я знаю то, чему надо научить

 •        Я знаю, как научить

 •        Я понимаю, что эти знания нужны людям

 •        Я вижу, что люди благодарны мне за работу

 •        Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Второй составляющей модели учителя-профессионала является карта профессиональных достоинств учителя. Она включает в себя разнообразные свойства и черты определённой модели. Карта профессиональных достоинств учителя имеет 4 составляющие.

Учитель должен:

  • Повышать педагогическое мастерство.
  • Проводить самоанализ и рефлексию.
  • Участвовать в инновационной и экспериментальной работе.
  • Обобщать опыт работы, делиться им с коллегами.
  • Планировать работу по самообразованию.
  • Работать над профессиональным имиджем.

Учитель должен знать:

  •   Содержание своего предмета.
  •   Методику преподавания.
  •   Способы самодиагностики.
  •   Возрастную психологию.
  •   Приёмы мотивации учебной деятельности    учащихся.
  •   Способы, методы и приёмы индивидуального и дифференцированного обучения.
  •  Новые педагогические концепции и технологии.
  •   Современные направления  развития образования.
  •   Нормативно-правовые документы.

Учитель должен уметь:

  • Доступно излагать материал.
  • Объективно оценивать знания учащихся.
  • Обучать практическим знаниям и навыкам.
  • Критически оценивать свое воздействие на учеников.
  • Устанавливать рабочие отношения с учениками и их родителями.
  • Грамотно и чётко излагать свои мысли и требования.
  • Приучать учеников к овладению понятийным аппаратом предмета.
  • Управлять своими эмоциями.
  • Организовать самообразование учеников.
  • Использовать технические средства обучения.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Качества личности учителя:

  • Ум.        
  • Благородство.
  • Культура.
  • Знания.
  • Профессионализм.
  • Любовь к детям.
  • Дисциплинированность.
  • Склонность к творчеству.
  • Коммуникабельность.
  • Активность.
  • Организаторские способности.
  • Интеллигентность.
  • Чувство юмора.
  • Умение слушать.
  • Способность к анализу.
  • Трудолюбие и упорство.
  • Тактичность.
  • Справедливость.
  • Гибкое педагогическое мышление.

Остановимся на некоторых качествах личности учителя.

Рисуя портрет современного учителя, мы считаем, что:

прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. На крики одни дети не реагируют никак, других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Мы искренне надеемся, что педагог XXI века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Отличительные признаки современного учителя- профессионала:

  •   гуманный;
  •   следует чётким морально-этическим принципам;
  •   лично заинтересован в результатах своей деятельности;
  •  умеет образцово работать в коллективе;
  •   умеет представить свой   профессиональный опыт.

Модель современного учителя-профессионала (схематически):

Гуманист, творец, исследователь, личность, новатор.

Учитель-гуманист пропагандирует общечеловеческие ценности, осознаёт нравственный долг перед каждым учеником, обладает высоким уровнем общекультурной компетентности.

Учитель-творец создаёт и организует творческую развивающую среду, находится в постоянном поиске нового, руководит творческими работами учащихся.

Учитель-исследователь создаёт собственные исследовательские проекты, обладает целостным видением своего труда, открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта.

Как личность, учитель-профессионал является образцом воспитанности и культуры поведения, является интеллигентным, дисциплинированным, коммуникабельным человеком, обладающим гибким педагогическим мышлением.

Педагог-новатор характеризуется неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей. Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность.

        

Литература

  1.  Корниенко Н. Г. «Современный учитель в свете требований модернизации образования», «Известия Научно-координационного центра по профилю «филология».-Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012, 347 с.
  2. Лемяскина Н. А. «Исследовательская деятельность младших школьников на уроках филологического цикла»,  «Исследовательская деятельность в начальной школе».-Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010, 160 с.
  3. Моргунова М. А. «Принципы воспитания толерантной личности», «Психология воспитания». – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013, 293 с.