Статья. Формирование личности через активную читательскую деятельность

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Формирование личности через активную читательскую деятельность

Кого из учащихся в начальной школе можно назвать успешным? От чего это зависит? Может ли учитель без поддержки сформировать достойную личность?

Каждый педагог хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. Американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

· обладает критическим и творческим мышлением;

· владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Постиндустриальному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования — такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель — ученик.

В условиях личностно — ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.

Говоря о необходимости последовательной реализации личностно — ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой. В знаменитом романе «Эмиль, или о воспитании» Жан Жак Руссо пишет о непосредственном интересе как единственном двигателе, который ведёт обучающегося далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребёнка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые из ложного желания разыгрывать роль мудрецов принижают своих учеников, Руссо выступает с пламенным призывом: «Вместо того, чтоб убивать подобным образом юное мужество, прилагайте всё старание, чтобы поднять юный дух; делайте их равными себе, чтоб они действительно сравнялись с вами; а если они не могут ещё подняться до вас, то снизойдите до них — без стыда, без сомнений. Помните, что честь ваша заключается не в вас, а в вашем воспитаннике; разделяйте его ошибки — с целью исправления их; принимайте на себя его стыд, чтобы загладить его».

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворных решений педагогических проблем, ибо, по словам Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».

Я во многом согласна с Руссо и Менделеевым, однако считаю, что учитель без поддержки семьи не может формировать достойную личность. Наши родители зачастую балуют своих детей, предоставляя только материальные ценности, а мораль и духовность полностью лежат на наших плечах. Стимул есть- ежедневное сотрудничество даже с самым слабым и обязательная оценка за урок! Тогда у ребенка появляется желание как-то проявлять себя, раскрываться, высказываться. А в чем провинились дети, которым есть что сказать вам и классу, показать свой уровень подготовки или предложить собственную точку зрения, а дифференциация не позволяет уделять им больше времени?
Вот и получается, что приходит умный , грамотный специалист в школу, а в классах 60% учеников не готовы воспринимать такого учителя, им знания не нужны. Да, 40% детей стараются, они умнички, они - отрада каждого педагога, но таких деток очень мало. И это в выпускных классах!

Успешность нынешнего поколения тесно связана с осознанием учащимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться как личностно значимый результат, определяющий в том числе и дальнейшую профессиональную востребованность человека, его признание в обществе.

Качество школьного образования и достижение высоких образовательных результатов определяется сегодня не только «суммой предметных знаний», но и читательской компетентностью школьника, то есть способностью самостоятельно находить, анализировать и систематизировать информацию из разных источников, делать выводы и обобщения, использовать чтение как мощнейший «институт» самообразования и самовоспитания.

Эмоциональная привлекательность среды школы определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости учащихся (в данном случае – читателей-школьников), широким спектром предложений для досуговой деятельности  (в частности – экскурсионно-досуговой, библиотечно-досуговой и игровой), доступностью различных источников информации внутри ОУ.

Педагогическое партнерство с родителями, обеспечивающие удовлетворение потребностей и запросов семьи, реализуется в конкретной совместной деятельности (в частности – в партнерстве при реализации совместных проектов, в том числе – проектов развития детского (семейного) чтения).

Социальный опыт школьника формируется за счет социального образовательного взаимодействия школы и социальных (профессиональных) партнеров по обмену информацией, кооперированию ресурсов и реализации социальных культурологических проектов (в частности – за счет взаимодействия школы с библиотеками, издательствами, специализированными книжными центрами, средствами массовой информации, научными и культурными центрами, деятелями литературы по пропаганде чтения).

Воспитание гражданских чувств происходит в процессе освоения школьниками  историко-культурного потенциала России, запечатленного и сохраненного в памятниках и «текстах» (в широком понимании этого слова).

Основным направлением школы 21 века является развитие читательской компетентности и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования на всех этапах обучения, которая позволит:

- преодолеть «критический предел пренебрежения чтением» - усилиями школы по популяризации чтения приступить к решению проблемы, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом;

- повысить мотивацию учащихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного «поля возможностей» знакомства с книгой и другими источниками информации;

- расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;

- воспитывать гражданские чувства,  обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения, осознанием доступности и открытости таких «институтов», как библиотеки, историко-культурные центры, читательские клубы; гордостью за страну и город, аккумулирующие огромный культурный потенциал, заложенный в «текстах» (в широком смысле слова);

- развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, районных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;

- актуализировать и активизировать образовательные  возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой, использования ресурсов культурно-досуговых семейных (в первую очередь – книжных) центров;

- эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;

- личный читательский опыт педагогов, их общепедагогический и частнометодический опыт воспитания читателя-школьника, непрерывно развивать общекультурную и профессиональную компетентность учителей, воспитателей, педагогов дополни тельного образования

Только тот учитель будет плодотворно действовать на всех учеников, когда ученики приходят в школу для получения знаний. С такими учениками можно быть уверенным в завтрашнем дне, в социуме они смогут адаптироваться и занять свое место.

     Анализ документов, связанных с развитием отечественного образования  позволил выделить ряд общепедагогических противоречий, которые обусловливают необходимость оперативного решения проблемы детского чтения. Выделенные ниже противоречия актуальны для системы образования в целом:

- между признанием «кризиса чтения» (в том числе – детского) в качестве важнейшей гуманитарной проблемы, декларацией необходимости повышать «статус чтения» и отсутствием консолидации усилий различных социально-культурных институтов в деле популяризации чтения;

- между значительностью педагогического и методического опыта, накопленного отечественным образованием в части воспитания читателя-школьника, и недостаточной востребованностью этого «арсенала» в повседневной педагогической практике;

- между значительностью культурно-развивающего потенциала России и эпизодичностью  использования школами этого опыта в деле формирования читательской компетентности и информационной культуры школьников;

- между признанием необходимости создания и реализации образовательных программ и проектов, адресованных учащимся с разными возможностями (одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья и др.) и недостаточностью таких программ в реальной педагогической практике;

- между признанием важной роли семьи в воспитании читателя и ограниченностью семейного педагогического опыта, утратой традиций «семейного чтения» как части культурного досуга;

- между темпами развития информационного пространства и информационно-коммуникационных технологий и недостаточно оперативным «откликом» школы на происходящие изменения.

На преодоление означенных противоречий и направлен проект «Чтение с увлечением».

Инновационность этого вопроса состоит в том, что он:

- с одной стороны, опирается на «классическую» практику воспитания читателя в школе, «возрождает хрестоматийные» методики такого воспитания,

- с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.

Инновационность  этого вопроса связана также с консолидацией усилий всех школьных специалистов (учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников воспитательной и психолого-педагогической служб, школьной администрации, библиотечных работников) в деле воспитания читателя, в реализации проекта на основе командного взаимодействия.