Формирование УУД у младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Зубкова Наталия Ивановна
Формирование УУД у младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 301.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Формирование УУД у младших школьников в процессе исследовательской деятельности».

Аннотация.

Федеральный государственный образовательный стандарт   в основе своей методологии предполагает системно - деятельностный подход  в обучении и воспитании школьников.  Принцип системно - деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Акимова Ирина Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №40 г. Томска

Вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность особенно актуально в младшем школьном возрасте. Психологические особенности детей 7-10 –летнего возраста заключаются в любознательности, желании узнать окружающий мир. Любознательность влияет на формирование личностных и интеллектуальных способностей младших школьников. Рост этих способностей зависит от приобретённого ими опыта в процессе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ  ставит перед  образованием новые цели.  Теперь в начальной школе ребенка должны не только научить читать, считать, писать,  но и развивать у него универсальные учебные действия, способствующие формированию ключевых компетентностей.  Поэтому организации внеурочной деятельности детей мною уделяется пристальное внимание. Не случайно Стандартом нового поколения внеурочная деятельность включена в учебный план.

Перед педагогом встаёт проблема: как в ограниченных временных рамках урока организовать разнообразную образовательную деятельность обучающихся с учётом принципов системно-деятельностного подхода, как  расширить границы урока, как продуктивно использовать возможности внеурочной деятельности, предусмотренной стандартом?

В настоящее время в арсенале педагогов имеется множество современных образовательных технологий, но педагогу необходимо уметь сделать правильный выбор с учетом конкретных условий, особенностей классного коллектива и окружающего социума.

Участие в экспериментальной работе по организации внеурочной деятельности обучающихся посредством реализации педагогических проектов подтвердило мой приоритетный выбор в пользу технологии педагогического проектирования. Овладение современными технологиями, в том числе технологией педагогического проектирования,  способствует  умению  организовать взаимодействие участников образовательного процесса через творческую деятельность в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.    

  С 2012-2013 учебного года мною разработан и реализуется педагогический проект  «Зелёная планета», которым  предусмотрено интеграция учебных занятий предметной области «Окружающий мир»,  внеурочных занятий,  в том числе  в рамках детского научного общества «Три кита». Реализация проекта предполагает вовлечение обучающихся в развивающую деятельность с использованием разнообразных организационных форм и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа должна учить всех. В соответствии с  педагогическим проектом каждому ребёнку предоставлена возможность для личностного развития.

Актуальность педагогического проекта «Зелёная планета» заключается в том, что проект является основой для организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности коллектива класса, включая детей, родителей, учителя, социальных партнёров.

Цель

                                    Педагогическая

                              Ученическая

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе совместной творческой деятельности.

   Научиться оказывать посильную помощь объектам живой природы.

Задачи:

                                   Педагогические

                              Ученические

  1. Развивать навыки логического мышления и умение решать творческие задачи.
  2. Формировать познавательный интерес, умение самостоятельно работать с различными источниками информации (поиск, анализ, систематизация, отбор, передача).  
  3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  4. Воспитывать экологическую культуру,  потребность сохранять и укреплять своё здоровье.
  5. Формировать навыки рефлексии и адекватную самооценку.

  1. Принять участие в подготовке и проведении праздника «Наш дом – планета Земля».
  2. Научиться готовить сообщения и презентации.
  3. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, социально-значимых акциях.

 

Гипотеза

Совместная исследовательская и творческая деятельность детей родителей  по оказанию посильной помощи объектам живой природы будет способствовать формированию экологической  культуры и осмысленному отношению к собственному здоровью.

Методы и формы работы:  беседа, игра, экскурсия, викторина, конференция, конкурсы и олимпиады, мастер-классы, участие в работе детского научного общества «Три кита» (посещение занятий,  подготовка и участие в заседаниях клубов детского научного общества) 

В рамках педагогического  проекта помимо текущих мероприятий    предусмотрено проведение  итоговых заседаний клуба ДНО, праздников. В процессе подготовки к этим мероприятиям учащиеся посещают экскурсии, выполняют определенный объем творческих заданий совместно со своими родителями и другими членами семьи, например, подготовка к выставке поделок, рисунков, к заседаниям клуба ДНО. На этом этапе очень важно организовать самостоятельный поиск информации учащимися, заинтересовать родителей, обеспечить ситуацию успеха для каждого участника. Самостоятельно добытые знания, преломленные через практическую деятельность, способствуют развитию у детей универсальных учебных действий и ключевых компетентностей. Совместная  творческая деятельность позволяет формировать у детей осознанное подчинение себя требованиям коллектива, вырабатывает у них  внутреннюю готовность к произвольному поведению, выполнению определенных правил. Это благоприятно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, на воспитание у обучающихся основ нравственно-этического поведения.

Совместная деятельность, в процессе которой родители видят личностный рост своего ребенка, позитивно влияет на формирование детско-родительских отношений. У них появляется интерес к успехам ребенка   и потребность в совместном участии в реализации педагогического проекта.

Например, готовясь к заседанию клуба ДНО «Мы и окружающий мир» по теме «Мы - юные экологи», обучающиеся совершили экскурсию в природу.  Экскурсия носила  исследовательский характер: дети вышли в парк с лабораторным оборудованием (лупами) для исследования осенних листьев, цветов, насекомых, состояния запылённости растений в школьном парке. В процессе экскурсии дети делали выводы о сезонных изменениях в природе на основе личных наблюдений, выдвигали гипотезы о том, как растения и насекомые готовятся к зиме, откуда на растениях появилась пыль.

Затем дети выполнили рисунки на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и поделки из природного материала. Все работы детей были представлены на выставке «Осенняя фантазия».

В домашних условиях с помощью родителей дети вывешивали лоскутки белой ткани за окно и  готовили образцы воды из разных источников (из водопровода, реки  Ушайки и талой воды).

На открытом заседании клуба ДНО по теме «Мы – юные экологи» (в рамках областного семинара-практикума) обучающимися были проведены исследования  уровня загрязнения воздуха и воды. Используя лупы и микроскопы, дети исследовали принесённую ткань и воду, и делали выводы об уровне загрязнения окружающей среды. Сравнивая свои выводы с выводами учёных-экологов, обучающиеся пришли к выводу о необходимости защиты окружающей среды. Для этого детьми был создан «Банк  идей», в котором детьми предлагалось: выпускать листовки, высаживать деревья и цветы, не засорять мусором природу, не ломать растения, не разжигать костры, помогать зимующим птицам и другие.         

Для одарённых учеников проектно-исследовательская деятельность – это дополнительная возможность проявления самостоятельности в приобретении новых знаний и проявлении своего творческого потенциала. Многие ребята класса быстро овладевают основами компьютерной грамотности, процесс презентаций проектов и исследовательских работ становится наглядным и разнообразным. Исследовательская деятельность уникальна, т.к. она способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий.

        Например, работая  над проектом «Наши зелёные друзья», ученики научились ухаживать за комнатными растениями (правила полива, размножения, лечения), используя индивидуальные особенности каждого из них (правила озеленения помещения; научились работать с необходимой информацией (поиск, анализ, отбор, классификация, систематизация);  создали индивидуальные и групповые проекты по озеленению классной комнаты.

С 2010 года наша школа является областной экспериментальной площадкой ТОИПКРО. В 2013 году – Почётной грамотой ТОИПКРО г. Томска за активное участие в организации и проведении областных и региональных семинаров в рамках экспериментальной работы, преданность делу воспитания подрастающего поколения.

Например, готовясь к заседанию клуба ДНО «Мы и окружающий мир» по теме «Мы - юные экологи», обучающиеся совершили экскурсию в природу. (В рамках областного семинара ТОИПКРО). Экскурсия носила  исследовательский характер: дети вышли в парк с лабораторным оборудованием (лупами) для исследования осенних листьев, цветов, насекомых, состояния запылённости растений в школьном парке. В процессе экскурсии дети делали выводы о сезонных изменениях в природе на основе личных наблюдений, выдвигали гипотезы о том, как растения и насекомые готовятся к зиме, откуда на растениях появилась пыль.

 Заседание клуба ДНО «Мы и окружающий мир» способствовало мотивации детей к продолжению исследовательской деятельности, природное любопытство младших школьников поднялось на уровень любознательности, желания узнавать секреты окружающего мира, способствовало участию детей в конкурсах разного уровня.  За 2012-2013 учебный год дети 1- Г класса  приняли активное участие в:

-  школьном конкурсе  детского творчества «Дары осени»;

- Всероссийских конкурсах прикладного творчества «Осенняя фантазия»; «Путь к звёздам»;

- Всероссийской дистанционной викторине «Разноцветная жизнь»  (4 призовых мест);

- II региональном фотоконкурсе «Удивительное в природе»

(7 призовых мест);

- Всероссийской дистанционной олимпиаде по окружающему миру  (3 призовых места);

- Всероссийской дистанционной викторине «По дорогам Сказочной страны» (4 призовых места»);

- Всероссийском блиц-турнире  «Разнобой» (11 призовых мест)

Обучающиеся класса посетили  «Зелёные уроки» в рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности. На базе Областного Центра дополнительного образования детей находится Игуменский парк. В этом живописном и прекрасном месте ученики с огромным удовольствием совершили экскурсию в природу, знакомились с первоцветами, услышали пение перелётных птиц, узнали много нового и интересного  о первоцветах Томской области, посетили оранжерею, водоём с плавающими птицами, составили карту парка. И родители учеников не остались в стороне, которые принимают активное участие в жизни класса.

Работа классного руководителя, в рамках Всероссийских Дней защиты от экологической опасности,  отмечена Благодарственными письмами Администрации Департамента природных ресурсов и окружающей среды по Томской области с 2009 по 2013 годы.

В 2013 году обучающиеся класса принимают участие в экологической ОПЕРАЦИИ «Белка». Каждый Томич может помочь белкам пережить зиму в городе. В результате миграции прошлого года в Томске осталось довольно много белок. Всю зиму ученики класса активно планируют подкармливать их в парках, скверах, вместе с родителями смастерили домики-убежища. Дети определили основные места обитания – это Университетская роща и Лагерный сад. В классе прошли беседы, игровые занятия о белках, оформлена выставка рисунков и фотовыставка «Белочка», приготовлены доклады и сообщения о пушистом зверьке. Дети всерьёз проявляют заботу о белочках.

Опыт реализации педагогического проекта «Зелёная планета» востребован педагогической общественностью и неоднократно был представлен на разном уровне:

- Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация образования: проблемы и решения»;

- II Межрегиональная научно-практическая конференция «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: детский сад-школа-университет»;

- Региональная научно-практическая Интернет-конференция «Современный урок в контексте реализации ФГОС общего образования второго поколения»;

- IV Межрегиональная  научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы»;

- Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»;

- На конкурс «Золотая медаль ITE-Сибирская Ярмарка» в рамках XXI Международной образовательной выставки «Учсиб-2013» в г. Новосибирске (МАЛАЯ ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ); IV Всероссийский Слёт Учителей-Сочи-2013» (грамота Победителя и Медаль Слёта).

Таким образом, уже на этапе обучения в первом классе участие в реализации педагогического проекта «Зелёная планета» способствует не только воспитанию у детей основ нравственных качеств, в том числе формированию их экологической культуры, но и привлечению родителей к участию в школьной жизни ребёнка и класса в целом.


 

Комментарии

Тема статьи раскрыта очень глубоко. Опыт учителя заслуживает высокой оценки и с успехом может быть использован другими педагогами.

Зубкова Наталия Ивановна

Спасибо!