Ответственность родителей перед детьми

Зубкова Наталия Ивановна
Ответственность родителей перед детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvetstvennost_roditeley_pered_detmi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ответственность родителей перед детьми

Взвешивая и оценивая характер ответственности родителей перед детьми, налагаемой на родителей установившимися современными общественными отношениями. Нельзя не признать его весьма узким, поверхностным и грубо материалистичным, совершенно не отвечающим важности и серьезности поставленной задачи. Дело идет об отношениях между двумя поколениями, о том, что одно поколение, старшее, обязано передать другому поколению, младшему, в чем должна выразиться преемственность и связь поколений, ответственность старшего пред историей, пред будущими рядами деятелей родной страны, человечества и культуры. В ответ на вопрос о таких серьезных отношениях нам говорят: детей нужно дома поучить кое-чему, в школу определить, потом на службу, а сходя со сцены, оставить следующему поколению некоторый куш денег. Вот и все. Выполнил – помирай с миром, можешь от всего сердца говорить: «ныне отпущаеши раба Твоего…»

Нет, дело серьезнее, ответственность родителей пред детьми глубже, шире, захватывает очень и очень многое другое, крайне важное и в то же время внутреннее, интимное.

Связь между преемственными поколениями, непосредственно сменяющими одно другое, есть прежде всего физическая. Желает или не желает старшее поколение, но оно передает младшему свой телесный организм со всеми его хорошими и дурными качествами. Сильное поколение передаст сильный организм, слабое – слабый. Всякие недочеты в организме старшего поколения, разные болезни, отсутствие телесных упражнений, излишества, вообще вполне негигиенический образ жизни все это отзовется на организме младшего поколения. А крепкий телесный организм есть существенное условие здоровья, энергии и счастья. Куда годится человек слабый и хворый? Что он может сделать? Он может обогащать докторов и аптеки, но не общество своими трудами. А между тем, как люди относятся к своему организму? Заботятся ли разумно о нем? На этот вопрос приходится отвечать отрицательно. Большинство живет беззаботно, не задумываясь много о том. Как нужно жить гигиенично и здорово. О жизни своего тела, об условиях его энергичной здоровой деятельности оно знает очень мало и не особенно стремится к расширению своих знаний. Живи так, чтобы было приятно, было побольше удовольствий, - в этом главнейшая заповедь, в этом вся гигиена. И человек твердо исполняет эту заповедь, особенно до брака, а потом, по мере возможности, и в браке.

Известно, что мужская молодежь дозволяет себе до брака всякие излишества. Половая распущенность, злоупотребление спиртными напитками, по временам излишество труда, а по временам полная бездеятельность, весь порядок жизни, не сообразованный с гигиеной, начиная с позднего вставанья и гулянья по ночам, неосторожность, отрицание каких-либо обязанностей к своему организму.- все это подрывает силы, ослабляет энергию, грозит быстрым истощением. Словом, молодежь до брака значительно истрепливается, ослабляется, заражается пагубными привычками, а иногда прямо болезнями. Какой же организм он передаст детям? Очевидно, что истрепавшийся, истаскавшийся, привыкший к антигигиеническому образу жизни человек не может создать поколение свежее, бодрое, сильное, способное смело выдержать борьбу. Дети пойдут хиленькие, слабые, золотушные, нервные, которые вечно будут куксится и брюзжать.

А между тем родители и в браке не оставляют своих прежних антигигиеничных привычек, у них остается прежняя основная задача – повеселее пожить. Побольше схватить удовольствий, не обращая внимания на то, как это отзывается на организме.
Конечно, мы не забываем того, что дурная физическая наследственность, может быть накоплялась веками, что старшее поколение, в свою очередь, получило от своих родителей уже надорванный организм. Все это так, и начало нашего современного телесного расстройства и ослабления было положено, может быть, отдаленными нашими предками; но тем внимательнее, тем серьезнее мы должны относиться к жизни нашего организма, тем тщательнее оберегать его от дальнейших повреждений.

За заботами о крепости тела и даже параллельно с ними должны следовать заботы о крепости духа. Человек должен быть бодр не только физически, но и духовно, должен быть мужественен. Стоек, и не удручаться первой встретившеюся неудачею. Жизнь, по самому своему существу, есть деятельность, напряжение, энергия4 она заключает в себе элементы борьбы, соперничества. Застой, покой, ленивое прозябание есть извращение жизни, есть приведение ее к возможному минимуму; они представляют собою как бы начало смерти в жизни. Поэтому, кто хочет надлежащим образом готовиться к жизни, тот должен возможно ранее развивать в себе способность к напряженной разнообразной деятельности, к духовной подвижности и бодрости, склонность к настойчивости и выдержку. А все это такие свойства, которые очень далеки от тех поверхностных и мало систематических сведений, о приобретении которых родители так много заботятся, забывая о всем остальном. На первом месте должно быть поставлено развитие воли, укрепление самодеятельности, а не приобретение знаний.

Человеческая личность не есть то, что она знает, а то, как она думает и как поступает; не особенно важно, знает или не знает человек тригонометрию, но весьма важно, можно на него полагаться или нет, умеет он работать или не умеет, и даже есть ли у него достаточный запас энергии, выносливости или нет. Между тем родители мало заботятся о развитии этих существенных, коренных свойствах личности; они гонятся за внешними пустяками, за знанием языков, за помещением дитяти в привилегированное заведение. А после печалятся, что в результате всех их хлопот и стараний оказалась совершенно ничтожная, беспомощная личность, которая не может стоять одна, без поддержки. о развитии духовной энергии родителям нужно заботиться еще в семье, в период дошкольного воспитания, об этом же главным образом нужно заботиться и в школе. К сожалению, порок, разъедающий наши школы, тот, что он суть учебные заведения, а не воспитательные.

Существенный вид ответственности родителей перед детьми – укоренение в детях основ современной культуры. Конечно, вопрос идет не о передаче специальных знаний, техники, искусств, а о самой сущности культуры. В чем она состоит? Она состоит в известном образе мыслей и складе настроения, в известном отношении к людям и участии в общечеловеческой работе. Культура есть, прежде всего, общественный союз и общественная деятельность. Культурный человек есть общественный человек, сотрудник в общем деле. Он не может сторониться от людей, жить особняком от них, относиться к ним с высока; он должен сознавать, что он плоть от плоти и кость от костей общества, что в нем все общественное, культурное – и язык, и мысль, и религия, и весь строй жизни. Он дышит обществом и должен принадлежать обществу.

Уважение личности другого и его свободы не ограничивается только членами известного народа, оно должно простираться на всех людей. Любвеобильное и терпеливое отношение ко всем людям, влечение к общественной деятельности, соединенное с уважением других личностей,- вот в чем состоят внутренние основные черты культурности, которые и должны быть привиты старшим поколением младшему. Знания, искусства, техника – это только внешняя сторона культуры. Душа же ее не в этом. Можно быть образованным, знающим дикарем, и таких людей, крайне эгоистичных, стремящихся к обособлению своей личности от других, жестоких в своем эгоизме и очень узких по уму и сердцу, очень много в современных культурных странах. Младшие поколения должны с пеленок проникаться основами культуры, ее господствующими стремлениями; большой грех сделают родители. Не привив детям гуманного строя мысли, не возбудив в них широких, человеколюбивых волнений. Отдельные знания и специальные изучения не будут иметь тогда под собой общей культурной почвы и явятся безжизненными. Будет тогда образованный человек с виду и дикарь в душе.

Очевидно, нельзя внушать детям культурность, предварительно не проникнувшись ею. Только тот, кто сам приобщил себя в самой широкой степени к культуре, только тот может прививать культуру детям. Этот вид ответственности родителей пред детьми один из самых сложных, тонких и тяжелых.

Литература: П.Ф.Каптерев. «Задачи семейного воспитания»