Я - учитель

Близнецова Наталья Владимировна

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эссе47 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  «Я – учитель»

Близнецовой Натальи Владимировны,

учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»

     Профессия учителя  нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её. В этой работе много трудностей, но умение их преодолеть и увидеть, потом результаты своего труда  доставляет мне радость.

Учитель я! Моя задача - 
Решить вопрос и дать ответ.
И детям посулить удачу, 
Познания раскрыть секрет. 
Вхожу я в класс, и сердце бьется. 
"Надеюсь, верю и люблю!"- 
Я эти три святые слова 
Душе ребенка отдаю. 
Учитель я! И званье это - 
Предназначение судьбы, 
Великий дар, сиянье света, 
Осуществление мечты!

    Я очень уважаю В.А.Сухомлинского как педагога. Его книги “Сердце отдаю детям”  помогают мне в моей педагогической работе решать многие педагогические проблемы. Я хорошо запомнила его слова “Понимать чувства ребёнка – это, значит, понимать самые тонкие, порой скрытые, недоступные с первого взгляда побуждения, причины, стимулы его поступков”. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и душевная  красота.

   Учительский авторитет... Он добывается ежедневно с великим трудом, главным образом, педагогическим творчеством. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, букета первых весенних цветов, бережно собранных детскими руками. Когда ученики посвящают тебе стихи, пишут сочинения о любимом учителе, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость....

    Ради этого стоит быть учителем!

     Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.

    Слова Сент Экзюпери из “Маленького принца” - “Все мы родом из детства” относятся ко мне.

    Желание стать учителем появилось у меня очень давно. Как и многие малыши, идущие «первый раз в первый класс», я с нетерпением ждала первого сентября. Когда оно наступило, и прошел первый урок в моей жизни, я была поражена. С широко открытыми глазами, завороженная, я словно не слышала ничего, кроме ее голоса. Моя первая учительница -  Павлова Людмила Антоновна.

    Именно она, сама того не осознавая, помогла мне сделать выбор моей будущей профессии. Я следила за каждым ее жестом, за каждым словом. А в голове была только одна мысль: хочу быть такой же, как она. Многие скажут, что у всех первоклассников возникает такое чувство, и я согласна. Но это «нечто», охватившее меня тогда. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей.

    В средней школе более осознанно я была покорена уроками Карцовой Галины Ивановны,  Локтионовой Зои Фёдоровны и Ермоленко Раисы Александровны. Со школой у меня связаны самые яркие воспоминания. Все мои учителя - люди, влюбленные в свою профессию, знающие свой предмет, не жалеющие ни времени, ни сил на общественную работу. Многих  уже не стало…   Уроки этих учителей оставили глубокий след в моей памяти. На уроках мы не только получали глубокие знания, но и учились культуре общения, доброте, отзывчивости. Общаясь с этими учителя, уже работая учителем, я чувствовала поддержку, помощь, крепкое плечо наставника. Незаметно годы учебы в школе пролетели, и уже пора думать о своей будущей профессии. Но этот вопрос передо мной не стоял. Я всегда точно знала, что хочу быть учителем, поэтому поступила в Аткарское  педагогическое училище.

    Мой выбор окончательно укрепился, когда я провела свой первый пробный урок. К нему много готовилась, но как только вошла в класс, то ощутила волнение и страх. Боялась сделать что-то  не так, что-то забыть или упустить. Но лица детей, такие добрые, их сияющие глаза подбодрили меня, и страх исчез. Урок прошел, и я тогда поняла: это моё.

    Я стала еще более старательно готовиться к своей профессии: изучать психологию и педагогику, читать педагогические труды, создавать «методическую копилку».

    И вот я - учитель! Моя мечта сбылась! Передо мной открыты двери школы, куда я буду приходить теперь не ученицей, а учительницей!

     Закончив в 1994 году  Аткарское педагогическое училище, я вернулась на малую родину. Стала учителем Южной начальной школы. А в 1997 году была переведена в Самойловскую образовательную школу №1, воспитателем группы продлённого дня, которую сама закончила в 1990 году, где работаю, и по сей день. Заочно учась в Балашовском педагогическом институте и работая, я стала дипломированным специалистом.

    В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. 
    Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому 
второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.

Вот так  с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.

     Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип.

    Ещё К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии.

На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни - это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая  - это мой пятый принцип.

    В настоящее время, когда всё меняется так быстро и бурно, современный учитель пытается соответствовать требованиям времени. Учитель нашего времени должен уметь разбираться и ориентироваться в новых педагогических технологиях,  чтобы заинтересовать современных учеников,  которые уже с рождения очень много знают,  умеют и ждут от школы новых знаний и открытий.  Использование компьютеров,  возможности выхода в Интернет,  учительское владение информационными технологиями обучения помогают в создании содержательных и наглядных заданий,  захватывающих

внимание всех учеников.  Обучающиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, начинают работать творчески и становятся уверенными в себе. Рядом с ними,  конечно,  должен быть современный учитель,  профессионализм  которого определяется способностью адекватно понимать духовно-эмоциональный мир ребенка,  признавать его право на равенство  диалога, свободу мысли и творчество.  

   На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Даю разноуровневые домашние задания.

    Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, музыкальные, танцевальные перемены, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Постоянное анализирование достижений учащихся - обязательное условие моей работы. Смысл диагностики вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Этому способствуют, рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь и анализировать результаты.

Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, а это порой бывает трудно, потому что младший школьник не всегда относится к себе критически, не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.

     Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы. Участвуем в выставках цветов и поделок, в спортивных соревнованиях. Я стараюсь быть везде примером для детей и принимаю активное участие в общественной жизни села. И дети  всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

· собрание-лекторий;

· собрание-практикум.

Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.

В классе проводим праздники с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка».

   Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное -  верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой.

С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними. И пока дети будут познавать и взрослеть, я ещё не раз перечитаю страницы книги В. Сухомлинского “Сердце отдаю детям” и буду углубляться в свои педагогические проблемы, которые мне предстоит решить.

“Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души”, - говорил В.Сухомлинский. Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано. И сколько предстоит ещё отдать!