Развитие речи учащихся начальной школы

Виктория Алексеевна Бистеева

 

В центре учебного процесса в начальной школе, лежит работа по развитию речи. Очень важно научить детей осознанно пользоваться словарем, искать нужный фразеологизм, показать значимость данного пособия, дать понять, зачем он нужен, какую информацию содержит, обратить внимание на особенности объясняемых образных выражений. Создание системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать те средства языка, которыми он должен овладеть. Развивать речь ребенка — значит делать ее богатой по словарю, грамматически правильной, связной и содержательной. Все это может успешно осуществляться при систематическом наблюдении и руководстве развитием речи детей в условиях школьного обучения. Речь является средством усвоения мысли других людей и развития собственного мышления. Речь выполняет также функцию организации и регуляции психической деятельности и поведения человека. Речь развивается в постоянном взаимодействии с ощущениями, представлениями, эмоциями и другими процессами познания. Возникнув на основе чувственного опыта, речь в своем развитии перестраивает все психические процессы личности. Речь ученика, прежде всего должна точно выражать передаваемую мысль. Ее синтаксис должен быть. Она должна быть, без книжных, несвойственных живой речи, слов и выражений, ненужных по сути дела иностранных слов. Темп и сила речи должны быть умеренными, произношение (дикция) ясным и правильным, звуки и слова в целом должны произноситься орфоэпически, т. е. так, как это звучит в живой разговорной речи вполне культурного слоя нашего общества. Вся речь должна быть достаточно звучной, плавной, музыкальной и ритмически разнообразной в соответствии с ее содержанием. Богатство содержания и образность — важнейшие качества хорошей речи, Хотя речь ученика складывается под влиянием речи окружающей среды (семья, товарищи), но школа в лице учителя играет здесь ведущую, направляющую роль. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником знаний.  Речь определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями. Велико значение устной речи для развития ребенка. Лишь благодаря использованию устной речи совершенствуется его интеллект,   развивается   эмоционально-волевая сфера. С помощью устной речи школьник контактирует с окружающими, поскольку будучи по своей природе существом социальным, он не может жить вне связи с другими людьми и вынужден, познавая мир, советоваться, делиться мыслями, переживаниями и т. п. Посредством устной речи ребенок приобретает, усваивает знания и передает их. Устной речью дети пользуются в процессе игровых и практических действий.