Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности

Шелехова Екатерина Витальевна

Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

 

                                            Теоретические знания о природе

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

imageimageПрактическая связь                Экологическое            Воспитание добрых

с природой                                  воспитание                                     чувств

    
 image image
 

 

 

 

 

 

Физическое совершенствование                Воспитание экологического

                                                                                       мышления

 

В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Лесовичок».

Цель программы:

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается материал, усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, подкормка птиц. Учащиеся являются активными участниками акций по озеленению классных комнат, территории школы. Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях окружающего мира, экологии, по внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок

Формирование экологической культуры обучающихся - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_shelehova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности

Шелехова Екатерина Витальевна

учитель начальных классов МБОУ «Конёвская школа»

e-mail: sheleha@yandex.ru

тел. 89214898565

«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»

 А.А.Плешаков

В наши дни, как никогда ранее, перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном мире противоречий и кризиса экологические проблемы приобрели глобальный характер, возникла потребность оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до глобального. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Это привело к необходимости активизации экологической науки и повышения эффективности экологического образования и воспитания для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, среды жизни от нарастающего общепланетарного кризиса.

Сейчас просто «экологического мышления» недостаточно. Насущная задача – сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходим экологический всеобуч – образование на экологической основе, экологизация знаний.

Исходя из психолого-педагогических особенностей возраста младших школьников – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Основы экологической культуры, как, впрочем, и любой другой, закладываются уже в детском возрасте. Поэтому всё более актуальной становится проблема экологического образования младших школьников.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассмотрения экологического образования как непрерывного и систематического процесса в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

                                            Теоретические знания о природе

Практическая связь                Экологическое            Воспитание добрых

с природой                                  воспитание                                     чувств

Физическое совершенствование                Воспитание экологического

                                                                                       мышления

В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Лесовичок».

Цель программы:

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается материал, усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, подкормка птиц. Учащиеся являются активными участниками акций по озеленению классных комнат, территории школы. Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях окружающего мира, экологии, по внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок

Формирование экологической культуры обучающихся - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.

Список литературы:

1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. – 342с.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 159с.

6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.

7.Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности. URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/c-2c0a65625b3ac68b5c53a89521306c27.html