Аналитеческая справка по формированию познавательных УУД, по средствам изучения зрительно-моторной координации (Бендер - тест)

Тукфеева Юлия Владимировна

Зрительно - моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития познавательных и изобразительных навыков, столь необходимым для овладением чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам исследования

сформированности познавательных УУД учащихся

 1-х классов 2016-2017 уч.г..

Основание исследования: согласно письму Министерства образования РФ от 27.06.2003 года № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы включает в себя изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

                Цель: Определить уровень готовности учащихся первых классов к школьному обучению и                 сформированности универсальных учебных действий.

Диагностика сформированности УУД учащихся 1 классов проходит в 2 этапа:

1этап –октябрь, 2 этап – ноябрь – декабрь.

Методики:

  • Дж. Равен «Прогрессивные матрицы»-  выявление уровня развития невербального интеллекта, сформированность познавательных и регулятивных действий.
  • Л.Бендер «Визуально-моторный Гештальт-тест» - оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет.
  • Тулуз-Пьерон - изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.
  • Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин «Беседа о школе» - выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа)- выявление  адекватности понимания учащимся причин  успеха / неуспеха  в деятельности.
  • Дж.и Д. Лампен, модифицированная Л.П. Пономаренко  методика самооценки «Дерево» - изучение Я-концепции и самооценки личности.
  • А.В. Захарова определение эмоционального уровня самооценки -  выявление  эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я концепции.
  • Г.А. Цукерман «Кто прав?» - выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
  • Г.А. Цукерман «Рукавички»- выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
  • Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) - выявление усвоения нормы взаимопомощи.
  • Ж. Пиаже учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача, 2006)- выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
  • Ж. Пиаже выявление уровня моральной децентрации - выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Показатели:

  • Уровень невербального интеллекта.
  • Познавательные и регулятивные действия.
  • Зрительное восприятие, пространственная ориентация и сформированность мелкой моторики руки.
  • Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость) и психомоторного темпа.
  • Точность и надежность переработки информации.
  • Волевая регуляция.
  • Работоспособность и динамика работоспособности во времени.
  • Уровень внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  • Уровень  адекватности понимания учащимся причин  успеха / неуспеха  в деятельности.
  • Я-концепция и самооценка личности.
  • Нормы взаимопомощи.
  • Мотивы и намерения.
  • Уровень моральной децентрации: ответственность, взаимопомощь, принцип компенсации.
  • Учет позиции собеседника (партнера).
  • Уровень сформированности коммуникативные действия.

I этап (1 класс) – первичная адаптация детей к школе. Диагностика в рамках ФГОС. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников.

4. Основной формой ее проведения являются различные игры. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

Факторы, влияющие на результат: самочувствие, понимание ребенком инструкции, интеллектуальные способности.

Аналитическая справка по результатам исследования сформированности

зрительно-моторной координации

у учащихся 1-х классов (6,5-8 лет) 2016 – 2017 уч.г.

(методика Зрительно - Моторный Гештальт Тест Бендер).

Цель:  оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации.

Оцениваемые УУД: познавательные действия - особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, уровень координации «глаз - рука»; регулятивные действия –  волевая саморегуляции, наличие стратегии деятельности, принятие задачи, планирование, контроль выполнения деятельности, коррекция, оценка деятельности, характер отношения к успеху и неудаче.

Задачи:

•Определение уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте.

•Изучение степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у учащихся.

Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимая для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе.

Существуют объективные причины, из-за которых у многих современных первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по зрительным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации. Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое. Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно».

Основные результаты изучения зрительно-моторной координации учащихся 1-х классов.

Диагностика проводится (октябрь - ноябрь) 2016-2017 уч.г.

Обследовано 106 учеников 1-х классов в возрасте 6,5-8 лет, г.о. Тольятти.

Стимулы и процедуры тестирования. Стимульный набор Бендер-гештальт теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера. Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры.

Система бальной оценки гештальт-теста Бендер Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:  1) выполнение углов (исключение составляют фигуры 1 и 2); 2) ориентация элементов; 3) взаимное расположение элементов.

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а так же вычисляется полная сумма баллов.

Таблица 1

Возраст

Средний балл

Диапазон нормы

6 лет

43

37 – 46

7 лет

38

33 – 41

8 лет

28

25 -32

Анализ результатов развития зрительно-моторной координации

у учащихся 1-х классов (6,5-8 лет).

Анализ результатов выполнения Гештальт – Бендер теста показал, что 74% учащихся находится на среднем уровне сформированности зрительно-моторной координации, 15% на низком уровне сформированности зрительно-моторной координации, на высоком уровне находится 11% учеников основной процент , более подробно результаты представлены в таблице №2.

Таблица 2

Распределение учащихся 1-х классов (6,5-8 лет) по уровням развития зрительно-моторной координации, 2016-2017 уч. г.%

Показатели

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Ср.значение %

Количественный анализ

1 уровень – Высокий уровень

 (16%)

 (12%)

 (3%)

 (14%)

 (11%)

2 уровень – Норма

 (76%)

(65%)

 (93%)

 (69%)

 (74%)

3 уровень – Низкий уровень

 (8%)

 (23%)

 (3%)

 (17%)

 (15%)

Качественный и количественный анализ результатов гештальт-теста Бендер показал, что у 74% учащихся 1-х классов зрительно моторная координация сформирована в пределах возрастной нормы (подробно см. таблица №2), наибольшее количество учащихся в 1 В – 93%.

Анализируя таблицу №2, мы может сделать вывод, что у 85% учащихся хорошо развита зрительно-моторная координация, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков. Более 79% учащихся данных школ выполняют все задания самостоятельно без помощи психолога, 54% учащихся умеют действовать по плану и планируют свою деятельность, более 67% учащихся осуществляют контроль своих действий, более 40% учащихся адекватно реагируют на успех и неудачу.

Из представленной таблицы №2 видно, что учащиеся 1-х классов независимо от параллели практически равномерно распределились по уровням сформированности зрительно-моторной координации. Высокие результаты показали 11% учащиеся, 1-а-16%, 1-б -12%, 1-в-3%, 1-г-14%. Слабый результат показали 15% учащихся 1-а- 8%, 1-б - 23%,1-в - 3%,1-г - 17%.

У 15% учащихся внимание находящихся на низком уровне носит не произвольный характер, не сформировано зрительное восприятие, наблюдательность, умение соотносить отдельные части в целое. У большинства детей слабо развито зрительно-пространственное восприятие. Они не способны ориентироваться на листе,  не всем понятны пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), им очень трудно различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Несформированность зрительно-моторных координаций учащимся не позволяет им координировать свои движения. Дети не могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов, соответственно у них слабо развита моторика мелких мышц руки.

Наиболее сложным при выполнении заданий для учащихся является оценка своих результатов, они в основном оценивают только свои достижения. Несмотря на то, что учащиеся умеют планировать свою деятельность, они не всегда пользуются планом.

Таблица 3

 Сравнительная таблица по 1-ым классам (за 8 лет).

07-08 уч.г.

08-09 уч.г.

09-10 уч.г.

10-11 уч.г.

11-12 уч.г.

12-13  уч.г.

13-14 уч.г.

14-15 уч.г.

15-16 уч.г.

16-17 уч.г.

Диапазоны

101чел

98 чел

99 чел

100 чел

125 чел

104 чел

104 чел

109чел

117 чел

чел

1 уровень

(хорошо сформирована моторика)

(35%)

(19%)

(52%)

(49%)

(26%)

(19%)

(52%)

 (7%)

 (12%)

 (11%)

2 уровень

 Норма  

(15%)

(37%)

(22%)

(15%)

(39%)

(47%)

 (29%)

 (82%)

 (56%)

 (74%)

3 уровень

(плохо сформирована моторика)

(50%)

(44%)

(25%)

(36%)

(35%)

(34%)

 (19%)

 (11%)

 (32%)

 (15%)

Выводы:

В 2016-2017 уч.г. основной процент учащихся принадлежит к возрастной норме (74%).

Учащиеся, принадлежащие к данному уровню, характеризуются усердностью, старательностью, работоспособностью в учебном процессе, данный уровень типичен для поступающих первоклассников, достаточен для начального обучения, но этих учеников необходимо контролировать, чтобы не допустить перехода на более низкий уровень.

15% учащихся по параллели имеют низкий уровень зрительно-моторной координации. В процессе работы в классе у данных учащихся будет наблюдаться повышенная тревожность и скованность, особенно это проявится в выполнения письменных заданий, как следствие, у этих учеников происходит повышенная утомляемость на уроках, усиливаются регрессивные тенденции. Таким образом, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация с материалом у данной категории детей развита недостаточно хорошо, соответственно учащиеся сталкиваются с рядом трудностей в процессе учебы.

Хорошо сформирована зрительно-моторная координация у 11% учащихся, у них движение руки осуществляются под чутким руководством глаз, они внимательны и наблюдательны в процессе работы на уроках, последовательно, четко, точно и аккуратно справляются с предлагаемыми педагогом заданиями.

Наиболее типичные ошибки у первоклассников во время тестирования:

-  неправильно держит ручку, быстрая утомляемость руки;

-  неправильно расположил фигуры (в процессе переноса на лист);

-  частые исправления раннее написанного;

-  при копировании рисунка ребенок неверно отобразил кривую линию;

-  неправильно сосчитал и перенес с образца количество точек;

-  нарушена траектория движения руки, неверное отражение фигуры на листе.

У данных учащихся с нарушением зрительно-моторной координацией (15%) обучение письму может осуществляться на основе формирования чисто моторного навыка. В этих целях можно использовать упражнения, направленные на развитие восприятия и ориентировки в пространстве, также в которых детям необходимо обводить образцы букв и слов (в том числе через кальку). Можно обучать визуальному анализу, используя поэтапное письмо в специально распечатанном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Необходимо отметить, что дети с плохо сформированными навыками зрительно-моторной координацией могут испытывать трудности с письмом, особенно при списывании в прописи, с доски, т.к. связь между зрительным анализом и движениями руки у них еще не достаточно сформирована. Им обязательно нужна консультация невропатолога, т.к. возможны функциональные отклонения в мозговой деятельности или минимальные мозговые дисфункции, которые приводят к слабости оперативной памяти, к повышенной умственной утомляемости, что осложняет процесс обучения и может приводить к торможению в развитии.

Рекомендации.

Рекомендации по развитию  зрительно-моторной координации

  1. Не ругать ребенка и не требовать от него невозможного.

Приучать постепенно к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.

2. На уроках включать для развития моторики мелких мышц различные упражнения и рисование узоров по методике Н.Ф.Виноградовой, которая разработала специальную рабочую тетрадь для учащихся 1-х классов или использовать  пособие О. Узоровой, Е.Нефедовой // 400 узоров

3. Для развития моторики мелких мышц руки как можно чаще на уроках и дома  включать детей в такие деятельности как лепка из пластилина и глины, теста, рисование. штриховка др.

4. Консультации невропатолога, а при наличии органических и функциональных нарушений в работе мозга необходимо лечение и выполнение всех рекомендаций врача.

5. У детей с нарушениями зрительно-моторной координации обучение письму может осуществляться на основе формирования моторного навыка. Можно обводить образцы букв или слов через кальку. Можно обучать визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетки).

Для учителей начальных классов:

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;
  • выработать единые требования к детям.
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение со своего ребенка, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества между ребенком и педагогом;
  • самостоятельно, целенаправленно дома работать с детьми над почерком  (зрительно-моторные координации), развивать психические процессы (память, мышление, внимание, т.д.
  • работать в единой команде с педагогами.
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

С педагогами:

1. Ознакомление классных руководителей с  результатами диагностики на консилиуме, групповых и  индивидуальных консультациях.

2. Оформление совместно с педагогами протоколов и плана  психолого-педагогического сопровождения учащихся, обсуждавшихся на консилиуме и с классом в целом.

3. Проведение психолого-педагогических консилиумов в декабре и в начале мая по результатам педагогической диагностики с целью изучения  готовности к школе и динамики адаптации учащихся и оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии.

4. Обучение педагогов психогимнастическим  и коррекционно-развивающим упражнениям по развитию уровня внимательности, повышению скорости переработки информации, снятию психоэмоционального напряжения у детей и формированию навыков взаимодействия (По запросу педагогов и администрации).

5. Разработка  совместно с педагогами коррекционно-развивающих программ и проектов (например, по развитию зрительно-моторной координации).

6. Применение  педагогами рекомендаций педагога-психолога в практике обучения и воспитания учащихся первых классов.

С родителями:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики  на  родительских собраниях  или  индивидуально.

2. Индивидуальное консультирование  по результатам диагностики и по запросам родителей.

3. Родителям детей, имеющих ММД рекомендовать обратиться к невропатологу.

4.Психологическое просвещение родителей в рамках университета психолого-педагогических знаний (Темы на выбор классного руководителя и родителей).

С детьми:

1.Углубленная коррекционная работа с учащимися с низким уровнем зрительно-моторной координации (в течении года).

2. Коррекция познавательной сферы детей, имеющих трудности в обучении (по запросу педагогов или родителей).