Как подготовить ребенка к школе

Резниченко Юлия Леонидовна

Учитель начальный классов МБОУ СОШ № 8 г. Краснодар

Резниченко Ю.Л.

 https://vk.com/id144636077; http://www.proshkolu.ru/user/myxa0101/; http://nsportal.ru/reznichenko-yuliya

 

Как подготовить ребёнка к школе.

Современные мамы очень обеспокоены сегодня тем, как их ребёнок будет учиться в школе. Будет ли ребёнок успешен? Что для этого надо сделать?

Сейчас очень много литературы и разобраться, как правильно подготовить малыша иногда бывает очень сложно. Поэтому у меня есть  несколько советов обеспокоенным родителям.

Первое и самое главное это научить ребёнка говорить. Здесь я подразумеваю умение правильно и грамотно строить свою речь. Как этого добиться? Для этого не нужны специальные навыки. Секрет прост: разговаривайте со своим малышом. Говорите на различные темы:

- почему идёт дождь;

- почему желтеют листья;

-что сегодня делали в детском саду;

-что приснилось малышу;

Тем очень много. Главное это чтобы ваш ребёнок не говорил односложно. Добивайтесь от него полных ответов. Но, если это будет монотонно, то превратится в рутину, и станет не интересно. Превратите все в игру " Как прошёл мой день" или "Что мне интересно "

Многие детки, приходя в школу, не умеют выражать чётко свои мысли, не могут рассказать прочитанное, или описать предметы. Для развития речи и наблюдательности у вас, родителей, существует прекрасная возможность. И много времени это не займёт. Как? По дороге в детский сад или обратно, на прогулке или дома, пока вы готовите ужин. Попросите ребёнка описать предмет или явление природы. Помогите ему на первых порах подбором прилагательных, наводящими вопросами. Ещё один способ - это игра "Опиши предмет" Сначала вы описывает загаданный вами предмет, а ребёнок должен угадать его по описанию, потом можно поменяться ролями.

Важным в развитии речи является умение рассказать историю по серии картинок. Возьмите небольшую историю в любой детской книжки, желательно с картинками. Прочитайте эту историю или сказку с ребёнком, а затем просите его по картинкам рассказать что же было. Позже, когда словарный запас вашего малыша вырастит можно использовать серию картинок без текста. Придумайте историю или сказку о героях картинок. Следующим этапом будет восстановление последовательности. То есть ваш ребёнок должен научиться, глядя на картинки определить, что было сначала, что потом. И, конечно же, сочинить историю.

https://vk.com/wall-68130961_8133

https://vk.com/wall-68130961_510

Ещё один аспект это развитие памяти и внимательность. 

Память, как её развивать? Конечно же первое - учить стихи, считалки, скороговорки и чистоговорки. Если ваш ребёнок ходит в детский сад, то с подбором стихов проблем нет. В саду на каждый праздник их учат. Но не надо ограничиваться лишь репертуаром детского сада. Ведь дома у вас есть детские книжки со стихами. Учите их вместе с детьми, читая и рассматривая картинки. Но и разучивание поэтических произведений не должно превращаться в нудное занятие. Начните с интересных ребёнку и вам произведений, ну и, конечно же, с небольших. Помимо стихов иногда надо быть "забывчивой" мамой.

-я забыла, напомни мне...

- а помнишь было....

- а давай вспомним что...

Возьмите себе за правило каждый день читать с ребёнком книжки. Слушая сам текст, вашу интонацию, то, как вы читаете, ребёнок учится правильной речи, у него возрастает словарный запас, расширяется кругозор.

И самое главное правило: вам с ребёнком должно быть интересно. Тогда и ваш малыш все будет делать с удовольствием. https://vk.com/wall-68130961_11617

Развитие внимания начинается с мелочей. С того, что ребёнок вам помогает по дому, расставляя посуду в свои домики, раскладывается вещи на свои места, помогает вам " вспомнить" что и где лежит.

Способствует развитию внимания и занятия, развивающие фонематический слух. Вы проговариваете слово и просите ребёнка услышать, какой либо звук. Или сосчитать сколько, например, в слове звуков "а", или определить в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине или конце слова.  https://vk.com/wall-68130961_625

Различные игры типа  найди отличия, помоги герою найти дорогу домой и др. подобные игры. Найти их очень легко в различных детских журналах.

Развивайте у ребёнка логическое мышление. К первому классу ваш малыш должен уметь классифицировать предметы, находить общие признаки и различия. Правильно выстраивать логические цепочки. Мышление нам нужно для обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации. Но только информации недостаточно, надо уметь применять её в жизни, выделить в ней главное и второстепенное, увидеть причинно-следственные связи, найти сходство и отличие. И именно от того, на каком уровне ребёнок владеет мыслительными операциями, зависит успешность его обучения. https://vk.com/wall-50372975_11096 https://vk.com/wall-50372975_11849

 Следующий этап подготовки вашего малыша к школе- разработка мелкой моторики рук.

http://www.e-reading.mobi/outbuy.php?id=87734

Уже наукой доказано, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. И чем мельче и кропотливее будет работа для пальчиков ребёнка, тем лучше. Не бойтесь давать ему ножницы, иголки, пуговицы и бусинки.

Конечно, перед началом работ необходимо проинструктировать  ребёнка. Показать все опасности работы с данными предметами. Но сделать это надо  спокойно и тактично, чтобы не отбить желание и не напугать.

Научите ребёнка работать ножницами. Это могут быть различные задания. Вырезать по контуру, ровно отрезать бумагу, картон. Замечательная тренировка - вырезание снежинок. И красиво и с пользой. Ребёнок должен перерезать гору бумаги, что бы научиться работать ножницами. И не бойтесь мусора - ведь у вас есть пылесос.

Способствует развитию мелкой моторики и такие занятия как обрывание по контуру, и сворачивание маленьких шариков из бумаги, оригами.  Поводом для этого послужит любой праздник. Вы делаете поделку для...

Научите ребёнка шить. Для начала пришивать пуговицы. Возьмите большую иглу и двойную нить. Что бы занятие  было интересным нарисуйте на ткани картинку и пришивайте пуговицы. Их можно подобрать по цвету и форме. Поверьте, детям очень нравится такое занятие. http://m.baby.ru/community/view/30500/forum/post/88507098/

Ещё один прекрасный способ научить пальчики работать - пластилин, глина, соленое тесто.  Самые эффективные развивающие игры для пальчиков:

  • Разминание и лепка из пластилина. Один из самых творческих и полезных видов пальчиковой гимнастики.
  • Игра с крупами, сортировка. Смешайте, например, кукурузу с горохом, и помогите отделить одно зерно от другого. Важно, чтобы малыш делал это большим и указательным пальцами или щепотью.
  • Своевременно учите ребенка пользоваться столовыми приборами. Умение держать ложку, вилку, самостоятельно пить из чашки активизирует работу мелких мышц и развивает моторику рук.
  • Игры — шнуровки немного утомительны для малыша, однако пренебрегать ими нельзя. В процессе шнурования задействованы практически все мышцы пальцев, упражнения очень эффективны для развития моторики.
  • Хотите повеселиться и одновременно поупражняться в развитии моторики рук вашего чада? Заплетайте косички, завязывайте бантики, застегивайте и расстегивайте пуговицы и липучки, крючки и молнии, учитесь снимать и надевать носки и обувь — это практичные развивающие моторику упражнения.
  • Этнические пальчиковые игры приносят удовольствие, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии и улучшают качество речи.

Конечно, не стоит забывать и про раскраски. Здесь можно соединить приятное с полезным. Возьмите математические раскраски. Пусть сначала нужно будет соединить цифры по порядку, раскрасить фрагменты рисунка где стоит цифра нужным цветом. https://vk.com/wall-50372975_10721https://vk.com/wall-50372975_10600

Потом, когда ребёнок освоить счёт можно дать ему раскраски с арифметическим действиями на сложение и вычитание. В таких заданиях ваш малыш быстро освоит смысл этих действий, научится считать и научит свои пальчики мелким движениям. https://vk.com/wall-50372975_11540https://vk.com/wall-50372975_11699

Что, конечно же, повлияет впоследствии на навыки письма.

Покажите своему ребёнку линейку, объясните для чего она и научите пользоваться ей. Пусть чертит прямые линии. Поверьте, это очень трудно.

А ещё трудно детям ориентироваться в тетрадях. Поэтому рекомендую графические диктанты и рисование узоров по клеточкам. Начните с элементарного. Нарисуйте домик, пусть ребёнок повторит. Рядом " посадите" дерево или цветы, предложить нарисовать заборчик. Важно в таких занятиях, чтобы малыш повторил точно вами предложенный рисунок, считая клеточки, и приговаривая в какую сторону, он рисует ту или иную линию.

Позже задание можно усложнить, рисуя фигуру под диктовку. Диктуйте спокойно и без спешки. Проследить за тем, чтобы у ребёнка все получилось. Ведь успех это главное в его занятии. Если рисунок ему дался легко, предложите самому нарисовать рядом такой же. Это детки делают с удовольствием, особенно, если нарисовано животное. "Одному скучно, нарисуй рядом его друга". А потом, конечно же, раскрасить, дорисовать какие - то детали, одним словом дофантазировать рисунок. https://vk.com/wall-50372975_10825; https://vk.com/wall-50372975_10214; https://vk.com/wall-50372975_8497

                Поверьте, подготовить ребенка самому это не так уж и сложно.

Уделяйте ребенку 25-30 минут своего времени, получайте удовольствие от занятий и общения с ребенком.

И самое главное помните, что 90 % успешности вашего ребенка – это ваш труд кропотливый и ежедневный.

Желаю успехов вам и вашему малышу.

 

 

Комментарии

Татьяна Викторовна Хмарук

спасибо огромное! Раб. тетрадь Колесниковой понравилась- дозировано. доходчиво.

Мандрикова Людмила Андреевна

СПАСИБО, Юлия Леонидовна!