ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ – КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Чукурумова Валентина Николаевна

     Одним из важнейших составляющих человеческого счастья является здоровье. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень в системе общественных ценностей. Оно находится в основе творческого труда, смысла жизни человека. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно выступает как необходимое и важнейшее условие активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе.

      Модернизация в сфере образования в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, а, значит, успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в школьном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни подразумевается совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности  личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

      Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.

     Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

      Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших учеников? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.  Школа включается в решение проблемы формирования ЗОЖ посредством обновления соответствующих педагогических форм, методов и средств. Обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащихся, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения.        Ориентирование  на ЗОЖ включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности. Такая деятельность  предполагает овладение определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ.

        В педагогической практике формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях  чаще связывают с физкультурным образованием и оно понимается как способ приобщения ученика к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о ЗОЖ, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровьесберегающей деятельности.

     Обучение ЗОЖ ориентируется на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивает субъект-субъектный характер взаимодействия учителя и ученика: уроков-бесед, диспутов, встреч, конференций и олимпиад. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

     Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций. Он включает основную деятельность человека, куда входят трудовая и общественная деятельность, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Главной составляющей здорового образа жизни человека является соблюдение им необходимого двигательного режима. Эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%. При этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, быстро развивается утомление, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

     Установлена прямая зависимость между успеваемостью школьников и их физическим развитием. Школьники, имеющие пропорционально развитую мускулатуру, лучше учились, успевали сделать больший объем учебной работы на уроках, быстрее и качественнее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях.

     Современные исследователи отмечают, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность  старыми организационными формами, как правило, не дают желаемых результатов. Необходимо создавать такие программы и модели формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, формировали сознательное отношение учащихся к своему образу жизни.

     Становится всё более необходимым делать акцент на формировании у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:

·        интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;

·        знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;

·        умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;

·        стремление индивида вовлечь в занятия спортом своё ближайшее окружение.

     Нужно целесообразно использовать  интерактивных методик. Например, метод групповой работы, общение, совместная деятельность, проектирование, презентация, разминка, обратная связь, личный пример, динамические паузы и другие. Все это позволит сформировать профилактическое мировоззрение к различным негативным влияниям, выработать индивидуальную стратегию и тактику развития и сохранения собственного здоровья, навыки преодоления вредных привычек и аддитивных стереотипов поведения, личной и общественной безопасности – культуру здоровья.

     Формирование здорового образа жизни учащихся и педагогов опирается на активизацию ресурсов образовательного пространства. Были выделены следующие ресурсы по формированию и поддержанию ЗОЖ участников образовательного процесса:

·        административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровьесберегающих мероприятий, пропаганда ЗОЖ, поддержка,  контроль и др.).

·        ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей регламентированного (формы учебных занятий) и нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий), совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

·        медицинское обеспечение (медицинский осмотр, диагностика и мониторинг состояния здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.).

     Таким образом, современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Наша задача — научить детей покорять эту вершину. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.