Игра как средство мотивации познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Гайдадым Юлия Васильевна

Гайдадым Ю.В.

§1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует их всемерному развитию, активному включению в процесс общения, мышления и творчества.

Известно, что процесс обучения иностранному языку носит преимущественно коммуникативную направленность. Изначально он строится на устной основе и происходит в форме игровых инсценировок, помогает найти выход из поставленной ситуации. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода: оно осуществляется через “деятельностные” задания (activities), которые реализуются с помощью методических приёмов (techniques) и через упражнения (exercises).  Задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли способствует развитию памяти, воображения, эмоций детей. Всем упражнениям, обучающим общению (тем более устному), придается коммуникативно-ситуативная обусловленность. Максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе  для общения способствует эффективности обучения.

Для реализации этих целей необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Наиболее удачной  формой урока иностраного языка или его фрагмента в начальной школе можно считать игру. [1, c. 10].

По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией [2, c. 204 - 215].

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения [4, c. 24 - 26].

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это мотивирует и обостряет мыслительную деятельность учащихся. Так в игре дети усваивают общественные роли, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие [5, c. 4-10].

§2. ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ходе подготовки и проведения собственных уроков я использую различные приемы и методы, найденные в методической литературе, заимствованные из опыта других учителей или придуманные мной самой.

Об одной из таких форм работы на уроке с младшими школьниками я расскажу подробнее. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой», идея взята мной из учебников немецкого языка И.Л. Бима (любопытный Буратино, упрямый Фома и др.) [3, c. 4 - 131]. Это игра с куклой. Она представляет собой одну из разновидностей ролевых игр.

1.Персонаж-маска

Кукла, особенно кукла-зверушка, имеет ясно выраженный характер. Упрямый ослик на любое предложение всегда ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение просьбы. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку (отрицательная роль).

2. Персонаж -знак ситуации

Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу- распросу.

3. Персонаж -партнер, адресат речи

Задание: «Мы – взрослые, а куклы – наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы».      

4. Персонаж -третье лицо, предмет разговора

Кукла промокла под дождем. Плохо себя чувствует. Расскажи врачу, что с ней случилось, попроси совета.

У меня в классе живут Том и Алиса, Фома и Ерема, умная кукла Мистер Рул, которая всегда приносит на урок что-то новое и интересное.    Персонажи могут быть положительные и отрицательные, но они друзья или знакомые детей, у них есть своя семья, биография, характер.

Дети, как и взрослые, любят получать письма. Их нам приносит почтальон Печкин. Также на уроке может появиться Емеля, неглупый, удачливый и забавный.  Могут быть задействованы герои кинофильмов и литературных произведений, те, которые ближе всего детям.

На мой взгляд, приход «гостя» – это не только увлекательно, но и полезно, дает возможность прослушать текст (аудирование), например, чтобы угадать, кто сегодня пришел в класс или выделить и помочь решить проблему, с которой пришел «гость».

Таким образом, идея игры с куклой, персонажем (гардеробщик, волк, лис и т.д.), который воплощает человеческие черты и позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроках иностранного языка, способствует увлекательному и эффективному овладению школьниками предлагаемым материалом, необходимым набором универсальных учебных действий.

Кроме игр с куклой, которые больше подходят на самом начальном этапе обучения иностранному языку, особый интерес у учащихся вызывают те игры, где действующими лицами, ведущими персонажами являются сами дети. Примеряя на себя роли различных сказочных героев, представителей различных профессий, членов семьи, младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Волк и семеро козлят»

Цель игры: развитие фонематического  слуха.

Описание игры: Взрослый объясняет детям, что коза говорит [bæ-bæ-bæ], а волк [bei-bei-bei]. Важно различить! Если постучит Коза и скажет “[bæ-bæ-bæ]”, дети говорят: “Come in”(Входи),а если Волк “[bei-bei-bei] “, дети отвечают: “Go away” (Уходи).

Игра "Гардероб"

Тема: Количественные числительные + Глагол to be.

Здесь представлен интересный вариант обучающей игры на уроках английского языка в начальной школе.

Для подготовки к проведению игры, дайте детям задание принести по одной вырезке из журнала с фотографией куртки, пальто и т.п. Сами вырежьте из бумаги гардеробные номерки по количеству участников игры и пронумеруйте их.

В классе на доске нарисуйте гардеробную вешалку с соответствующим количеством пронумерованных крючков. Вырезки соберите и "развесьте по крючкам" в произвольном порядке. "Номерки" хорошо перемешайте и раздайте. Затем Игрок А, которому, предположим, достался "номерок" с цифрой 2, а его "пальто висит на крючке №7", заявляет: 'My number isn't seven!'. Тогда вы меняете местами "пальто, висящее на крючке №7 со следующим (висящим на крючке №8)". Затем настаёт черёд реплики Игрока В и т.д. Когда номера совпадут, игрок произносит такую фразу: 'My number is five!'. Тогда вы "снимаете пальто с 5-го крючка и выдаёте его хозяину в обмен на соответствующий номерок, который весите на освободившееся место". Игра продолжается до тех пор, пока вы не "выдадите все пальто".
      Роль гардеробщика можно поручить игроку, не принёсшему вырезку. А чтобы придать игре соревновательный эффект, можно поделить группу на равные по численности команды. В этом случае, в игрепобеждает команда, быстрее собравшая "свои пальто".

Игра «Серый волк»

Цель: отработка ЛГМ по теме «Время»

Здесь представлен классический вариант ролевой игры на уроках английского в начальной школе. Игра не требует предварительной подготовки.

Выберите "волка" и поставьте его лицом к стене в одном конце фойе или игровой площадки. В другом конце, условно обозначьте линию старта и постройте вдоль неё остальных игроков. Далее игра протекает примерно так:

Игрок А: What time is it, Mister Wolf?

"Волк": It's eight o'clock!

Игрок А делает восемь шагов вперёд.

Игрок B: What time is it, Mister Wolf?

"Волк": It's five o'clock!

Игрок B делает пять шагов вперёд.

и т.д. несколько раз по кругу.

Когда "волк" почувствует, что кто-то приблизился к нему на "опасное" расстояние, на вопрос 'What time is it, MrWolf?', он отвечает: 'It's lunchtime!', разворачивается и хватает зазевавшегося "козлёнка".  Если тому удаётся вырваться, то "волк" в следующем раунде остаётся тот же, если нет - то им становится "козлёнок".

Игра «Жмурки»

 Здесь представлен пример игры на уроках английского языка в начальной школе, которая поможет вам и вашим новым ученикам быстрее запомнить их имена на первых занятиях.

Для проведения игры вам понадобится повязка на глаза. На уроке выбирается жмурка, которому вы завязываете глаза и раскручиваете так, чтобы он немного потерял ориентацию. Остальные дети разбегаются в ограниченном пространстве фойе или игровой площадки. Поймав одного из игроков, жмурка спрашивает у него, например: 'Are you Yarik?'. Если тот отвечает: 'No, I'm not', то жмурка его отпускает и ловит другого участника игры.Если пойманный отвечает: 'Yes, I am', то он становится жмуркой в следующем раунде. Игра продолжается до тех пор, пока каждый её участник, по меньшей мере один раз, не побывает в жмуркой.

В пассивном варианте этой игры, после того, как вы завяжите жмурке глаза, остальные дети встают вокруг него. Жмурка, с вашей помощью, переходит от одного игрока к другому, дотрагиваясь только до плеч и рук стоящего. Здесь ему также даётся всего лишь одна попытка угадать, кто стоит перед ним. Таким образом, жмурка зарабатывает столько очков, сколько игроков он сумел угадать (и вспомнить имён!).  В каждом раунде, стоящие в круге игроки меняют свои места после того, как на жмурку будет надета повязка. Побеждает участник игры, набравший наибольшее количество баллов.

Игра «Хитрый лис»

Преподавая английский язык в школе, важно использовать на уроках интересные задания для детей. Здесь приведён один из примеров такого задания, который представляет собой детскую версию популярной игры "Мафия".

Задание не требует предварительной подготовки.

В фойе или на игровой площадке, дети встают в круг, изображая курятник. Вы, в роли "хитрого лиса", ходите вокруг, приговаривая: 'It's nighttime. The hens are sleeping'. Дети закрывают глаза, а вы легко хлопаете по спине одного из них, тем самым передавая ему роль хитрого лиса. Затем делаете ещё несколько шагов, чтобы "запутать следы" и отходите в сторону, а уже оттуда кричите: 'Good morning!'. "Курочки просыпаются" и все хором (включая "хитрого лиса") спрашивают: 'Where are you, Mister Fox?'. После этого, "хитрый лис" выбегает в центр круга и кричит: 'I'm here!'. Остальные дети разбегаются врассыпную, а "хитрый лис" ловит одного из них. В следующем раунде, "пойманная курочка" становится "хитрым лисом", обходящим "курятник". Задние длится до тех пор, пока каждый ребёнок, по меньшей мере один раз, не побывает в роли лиса-ловишки.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Миронова, В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке / В.Г. Миронова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.  – С. 10

2.     Психическое развитие младших школьников. – Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2009. – С. 204–215

3.     УМК Бима, Л.И. Немецкий язык, 4кл. / Л.И. Бим. – М.: Просвещение, 2008.

4.     Эльконин, Д.Б. Проблемы психологии игры/ Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 2009. – С. 24 – 26

5.     Яцковская, Г.В. Кукла в ролевой игре// Иностранные языки в школе. – 2010. –№3. – С. 7.

 

ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

6.     Би-би-си%20%20%20Learn%20English%20%20%20Learn%20the%20real%20language%20%20Relationship.htm

http://www.ideas4el.ru/igry-i-uprazhneniya/garderob/

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Гайдадым Ю.В.

§1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует их всемерному развитию, активному включению в процесс общения, мышления и творчества.

Известно, что процесс обучения иностранному языку носит преимущественно коммуникативную направленность. Изначально он строится на устной основе и происходит в форме игровых инсценировок, помогает найти выход из поставленной ситуации. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода: оно осуществляется через “деятельностные” задания (activities), которые реализуются с помощью методических приёмов (techniques) и через упражнения (exercises).  Задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли способствует развитию памяти, воображения, эмоций детей. Всем упражнениям, обучающим общению (тем более устному), придается коммуникативно-ситуативная обусловленность. Максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе  для общения способствует эффективности обучения.

Для реализации этих целей необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Наиболее удачной  формой урока иностраного языка или его фрагмента в начальной школе можно считать игру. [1, c. 10].

По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией [2, c. 204 - 215].

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения [4, c. 24 - 26].

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это мотивирует и обостряет мыслительную деятельность учащихся. Так в игре дети усваивают общественные роли, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие [5, c. 4-10].

§2. ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ходе подготовки и проведения собственных уроков я использую различные приемы и методы, найденные в методической литературе, заимствованные из опыта других учителей или придуманные мной самой.

Об одной из таких форм работы на уроке с младшими школьниками я расскажу подробнее. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой», идея взята мной из учебников немецкого языка И.Л. Бима (любопытный Буратино, упрямый Фома и др.) [3, c. 4 - 131]. Это игра с куклой. Она представляет собой одну из разновидностей ролевых игр.

1.Персонаж-маска

Кукла, особенно кукла-зверушка, имеет ясно выраженный характер. Упрямый ослик на любое предложение всегда ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение просьбы. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку (отрицательная роль).

2. Персонаж -знак ситуации

Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу- распросу.

3. Персонаж -партнер, адресат речи

Задание: «Мы – взрослые, а куклы – наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы».        

4. Персонаж -третье лицо, предмет разговора

Кукла промокла под дождем. Плохо себя чувствует. Расскажи врачу, что с ней случилось, попроси совета.

У меня в классе живут Том и Алиса, Фома и Ерема, умная кукла Мистер Рул, которая всегда приносит на урок что-то новое и интересное.    Персонажи могут быть положительные и отрицательные, но они друзья или знакомые детей, у них есть своя семья, биография, характер.

Дети, как и взрослые, любят получать письма. Их нам приносит почтальон Печкин. Также на уроке может появиться Емеля, неглупый, удачливый и забавный.  Могут быть задействованы герои кинофильмов и литературных произведений, те, которые ближе всего детям.

На мой взгляд, приход «гостя» – это не только увлекательно, но и полезно, дает возможность прослушать текст (аудирование), например, чтобы угадать, кто сегодня пришел в класс или выделить и помочь решить проблему, с которой пришел «гость».

Таким образом, идея игры с куклой, персонажем (гардеробщик, волк, лис и т.д.), который воплощает человеческие черты и позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроках иностранного языка, способствует увлекательному и эффективному овладению школьниками предлагаемым материалом, необходимым набором универсальных учебных действий.

Кроме игр с куклой, которые больше подходят на самом начальном этапе обучения иностранному языку, особый интерес у учащихся вызывают те игры, где действующими лицами, ведущими персонажами являются сами дети. Примеряя на себя роли различных сказочных героев, представителей различных профессий, членов семьи, младшие школьники становятся активными участниками образовательного процесса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 

Игра «Волк и семеро козлят»

Цель игры: развитие фонематического  слуха.

Описание игры: Взрослый объясняет детям, что коза говорит [bæ-bæ-bæ], а волк [bei-bei-bei]. Важно различить! Если постучит Коза и скажет “[bæ-bæ-bæ]”, дети говорят: “Come in”(Входи),а если Волк “[bei-bei-bei] “, дети отвечают: “Go away” (Уходи).

Игра "Гардероб"

Тема: Количественные числительные + Глагол to be.

Здесь представлен интересный вариант обучающей игры на уроках английского языка в начальной школе.

Для подготовки к проведению игры, дайте детям задание принести по одной вырезке из журнала с фотографией куртки, пальто и т.п. Сами вырежьте из бумаги гардеробные номерки по количеству участников игры и пронумеруйте их.

В классе на доске нарисуйте гардеробную вешалку с соответствующим количеством пронумерованных крючков. Вырезки соберите и "развесьте по крючкам" в произвольном порядке. "Номерки" хорошо перемешайте и раздайте. Затем Игрок А, которому, предположим, достался "номерок" с цифрой 2, а его "пальто висит на крючке №7", заявляет: 'My number isn't seven!'. Тогда вы меняете местами "пальто, висящее на крючке №7 со следующим (висящим на крючке №8)". Затем настаёт черёд реплики Игрока В и т.д. Когда номера совпадут, игрок произносит такую фразу: 'My number is five!'. Тогда вы "снимаете пальто с 5-го крючка и выдаёте его хозяину в обмен на соответствующий номерок, который весите на освободившееся место". Игра продолжается до тех пор, пока вы не "выдадите все пальто".
      Роль гардеробщика можно поручить игроку, не принёсшему вырезку. А чтобы придать игре соревновательный эффект, можно поделить группу на равные по численности команды. В этом случае, в игрепобеждает команда, быстрее собравшая "свои пальто".

Игра «Серый волк»

Цель: отработка ЛГМ по теме «Время»

Здесь представлен классический вариант ролевой игры на уроках английского в начальной школе. Игра не требует предварительной подготовки.

Выберите "волка" и поставьте его лицом к стене в одном конце фойе или игровой площадки. В другом конце, условно обозначьте линию старта и постройте вдоль неё остальных игроков. Далее игра протекает примерно так:

Игрок А: What time is it, Mister Wolf?

"Волк": It's eight o'clock!

Игрок А делает восемь шагов вперёд.

Игрок B: What time is it, Mister Wolf?

"Волк": It's five o'clock!

Игрок B делает пять шагов вперёд.

и т.д. несколько раз по кругу.

Когда "волк" почувствует, что кто-то приблизился к нему на "опасное" расстояние, на вопрос 'What time is it, MrWolf?', он отвечает: 'It's lunchtime!', разворачивается и хватает зазевавшегося "козлёнка".  Если тому удаётся вырваться, то "волк" в следующем раунде остаётся тот же, если нет - то им становится "козлёнок".

Игра «Жмурки»

 Здесь представлен пример игры на уроках английского языка в начальной школе, которая поможет вам и вашим новым ученикам быстрее запомнить их имена на первых занятиях.

Для проведения игры вам понадобится повязка на глаза. На уроке выбирается жмурка, которому вы завязываете глаза и раскручиваете так, чтобы он немного потерял ориентацию. Остальные дети разбегаются в ограниченном пространстве фойе или игровой площадки. Поймав одного из игроков, жмурка спрашивает у него, например: 'Are you Yarik?'. Если тот отвечает: 'No, I'm not', то жмурка его отпускает и ловит другого участника игры.Если пойманный отвечает: 'Yes, I am', то он становится жмуркой в следующем раунде. Игра продолжается до тех пор, пока каждый её участник, по меньшей мере один раз, не побывает в жмуркой.

В пассивном варианте этой игры, после того, как вы завяжите жмурке глаза, остальные дети встают вокруг него. Жмурка, с вашей помощью, переходит от одного игрока к другому, дотрагиваясь только до плеч и рук стоящего. Здесь ему также даётся всего лишь одна попытка угадать, кто стоит перед ним. Таким образом, жмурка зарабатывает столько очков, сколько игроков он сумел угадать (и вспомнить имён!).  В каждом раунде, стоящие в круге игроки меняют свои места после того, как на жмурку будет надета повязка. Побеждает участник игры, набравший наибольшее количество баллов.

Игра «Хитрый лис»

Преподавая английский язык в школе, важно использовать на уроках интересные задания для детей. Здесь приведён один из примеров такого задания, который представляет собой детскую версию популярной игры "Мафия".

Задание не требует предварительной подготовки.

В фойе или на игровой площадке, дети встают в круг, изображая курятник. Вы, в роли "хитрого лиса", ходите вокруг, приговаривая: 'It's nighttime. The hens are sleeping'. Дети закрывают глаза, а вы легко хлопаете по спине одного из них, тем самым передавая ему роль хитрого лиса. Затем делаете ещё несколько шагов, чтобы "запутать следы" и отходите в сторону, а уже оттуда кричите: 'Good morning!'. "Курочки просыпаются" и все хором (включая "хитрого лиса") спрашивают: 'Where are you, Mister Fox?'. После этого, "хитрый лис" выбегает в центр круга и кричит: 'I'm here!'. Остальные дети разбегаются врассыпную, а "хитрый лис" ловит одного из них. В следующем раунде, "пойманная курочка" становится "хитрым лисом", обходящим "курятник". Задние длится до тех пор, пока каждый ребёнок, по меньшей мере один раз, не побывает в роли лиса-ловишки.


СПИСОК         ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Миронова, В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке / В.Г. Миронова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.  – С. 10
  2. Психическое развитие младших школьников. – Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2009. – С. 204–215
  3. УМК Бима, Л.И. Немецкий язык, 4кл. / Л.И. Бим. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Эльконин, Д.Б. Проблемы психологии игры/ Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 2009. – С. 24 – 26
  5. Яцковская, Г.В. Кукла в ролевой игре// Иностранные языки в школе. – 2010. –№3. – С. 7.

ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Би-би-си%20%20%20Learn%20English%20%20%20Learn%20the%20real%20language%20%20Relationship.htm
  2. http://www.ideas4el.ru/igry-i-uprazhneniya/garderob/