Использование музейной педагогики в воспитании казачат

Качура Светлана Васильевна

                «Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,
 литературе, языке, живописи…»

Д. Лихачёв

         Учащиеся Кубани — это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества. Богатая самобытная культура казачества представляет особый интерес для  нас, жителей Кубани, и ее изучение дает возможность активно  использовать   в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического, физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования подрастающего поколения: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество высоконравственных и компетентных граждан России.

      В настоящее время  центрами сохранения культуры казачества являются краеведческие музеи. Мною была организована система работы по взаимодействию с Крымским краеведческим музеем. Музейная педагогика, позволяет решить комплекс современных образовательных задач:                                                                   

- осуществлять  компетентностный  подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и  информационно- коммуникативным  технологиям;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

- пробовать собственные силы  в разных сферах исследовательской деятельности  и  создавать условия для  самореализации  каждому ребенку;    

- объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах;                    

- организовать интересные уроки и дополнительные,  внеклассные занятия;        

- по-новому увидеть свой родной город, край.

          Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе  образования и воспитания учащихся казачьих классов, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.  

          В Крымском краеведческом музее собран богатейший исторический и этнографический материал по истории и культуре казачества района, поэтому занятия со своими казачатами я провожу непосредственно в музее. Разнообразие и подлинность музейных предметов, общение с работниками музея  дают возможность максимально реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и удовлетворить их  интерес к  организации жизни и быта казаков.   Обучение будущих казаков может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков, викторин, встреч, лекций, презентаций.

        Музейная педагогика дает   возможность объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные встречи с казаками, ветеранами войны и труда, поэтами и прозаиками, почётными жителями города Крымска, вести исследовательскую работу, используя материалы музея.   

         Методы и формы работы, используемые мною,  в сочетании с формами    музейной педагогики    дают значительные  преимущества в    получении знаний, так как дают казачатам образное представление исторических событий.   Наглядные  формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями, более понятны учащимся, особенно младшему школьному возрасту,  потому что  им ближе зрительно-образное восприятие материала.     

          В музей на  занятия кружка «История и культура кубанского казачества» , который я преподаю, приглашаю  наших наставников, крымских казаков. Вместе с ними проводим  занятия по темам: «Уклад жизни кубанских казаков», «Занятия кубанских казаков», «Народные мастера Кубани», «Кубанское казачество и его культура», «Дети в традиционной культуре кубанских казаков», «Православные праздники кубанских казаков» и др.

       Традиционная культура казачества Кубани не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества. Именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и военно-профессиональные знания, язык и обряды, одежда и пища и др.) способствовала воспитанию привязанности казаков к своей культурной среде или к родной гражданственности, которая является естественным основанием патриотизма.

         В Крымском краеведческом музее представлен интересный материал «Казаки-защитники Родины», где мы видим одежду, оружие, фотоматериалы. И перед глазами   казачат   возрождается славное прошлое их предков. Особенно   впечатляют встречи с казаками в красивой форме, которые по-отечески  наставляют молодёжь, призывают любить и защищать свою Кубань.

          Педагогические взгляды казачества выражаются в задачах воспитания будущих защитников Отечества. Основную цель в воспитании молодого поколения казаки видели в формировании физически развитого воина-патриота, защитника Отечества. Эта цель позволяет решать  задачи:

- приобщение личности молодого казака к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и казачьей культуры;

- раскрытие общечеловеческих моральных норм (доброты, взаимопонимания, сочувствия, верности т.д.) на конкретных примерах из истории и быта казачества, в  том числе и собственной семьи;

- формирование и развитие чувства патриотизма в единстве общечеловеческих и этнических ценностей;

- воспитание уважения к России и малой родине; стремления к сохранению и развитию славы и богатства Отечества.

          В нашем классе казачьей направленности  воспитание патриотизма построено на изучении культуры, традиций, обычаев  казачества. Почему казаки? Потому что кто как не они могут служить образцом любви и верности Родине! Фактически синтезировав черты разных народов, при наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью общероссийского государства, кубанские казаки оказались непохожими ни на кого, в результате чего они смогли создать своеобразную традиционную культуру, оказывающую существенное влияние на все стороны их деятельности. Традиционная культура казачества Кубани не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества.

         Совместная работа с Крымским краеведческим музеем  не оставляет казачат равнодушными. Особенно интересно проходят театрализованные представления с участием детей и работников музея.  Казачата рассаживаются около казачьей хаты. К ним выходит в старинном костюме рассказчица, рассказывает о предметах старины. Ребята трепетно трогают старинный рубель, жернова, прялку…  А как интересно прошёл совместно с родителями театрализованный праздник «Кубанские варенички»! Звучали известные кубанские песни, стихи и прибаутки, поучились лепить вкусные вареники, да и поели все на славу. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

         Совместно с музеем составили презентации - фотографии экспонатов «О чём говорят предметы?», «Образование в казачьей семье», «Война на Кубани», «Животные Крымского района», «Вулкан Шуго» и др.,  которые помогают на занятиях по внеурочной деятельности изучать «Историю и культуру кубанского казачества».

         Работа по формированию гражданского и национального самосознания учащихся начинается уже с 1 класса, так как первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, город, в котором он родился, страна, в которой он живет. Казачата включаются в образовательный процесс по изучению истории  своих предков  на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

         Новые образовательные стандарты требую новых методов в организации обучения, самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных задач, развития творческого мышления и познавательной активности детей, исследовательских форм, предполагающих выполнение детьми самостоятельных заданий.

         Музей  – это кладезь знаний для каждого ученика, а мы, педагоги, должны использовать возможности фондов музеев,  накопленных  поколениями, воспитывать у учащихся элементы исторического сознания, формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать   чувства национального самосознания и любви к истории родного края.  Именно в музее ребёнок  может встретиться с чудом, ведь каждый музейный экспонат хранит тайну. А что может быть более волнующим, чем тайна?  Музей – это машина времени, которая помогает перенестись в прошлое каждому ребёнку, ведь у каждой казачьей семьи есть историческое прошлое.

 

Список используемой литературы:

1. Очерки истории Кубани: с древнейших времен по 1920 год.      Краснодар, 2006. – 302с.

 2. Кубань: от невероятного – к очевидному/Авт.- сост. Е.А.Тончу.-К.:АНО социальной поддержки и культурного развития «Школа успеха»,2009.- 256с.