Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса по теме: «О витаминах»

Тема урока: «О витаминах».

Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов  учебных действий

Используемые технологии: проблемное обучение,  развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Цели и задачи урока

Цель урока: Первичное усвоение новых предметных   ЗУНов и УУД. Создать условия для формирования способности к самостоятельному анализу предложенной ситуации и принятия  правильного решения; развития логики, мышления, внимания учащихся.

Задачи урока

Формирование предметных компетенций.

  познакомить с понятием « витамины»

формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

Формирование метапредметных компетенций.

Личностные действия: владеть готовностью и способностью к самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательные действия:

Сформированность интереса к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей.

Владение навыками логического мышления.

Коммуникативные действия:

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Уметь работать в группе.

Регулятивные действия:

Обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса

по теме: «О витаминах»

Учитель: Стрекаловская Л.А.

Тема урока: «О витаминах».

Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов  учебных действий

Используемые технологии: проблемное обучение,  развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Приемы

  • Поисковая деятельность.
  • Сравнительный анализ.
  • Практическая работа.

Методы

  • Ведение проблемного диалога.
  • Выполнение упражнений и практических заданий.
  • Частично-поисковый метод.
  • Демонстрационный метод.

Раздаточные материалы

  • Карточки с названиями команд и для выбора команды
  • Схема «Нужные витамины»
  • Карточки с продуктами для схем «Нужные витамины»
  • Карточки – подсказки для составления схемы «Нужные витамины»
  • Таблица  для составления меню

Оборудование  урока

  • Мультимедийный  проектор, презентация, мультфильм "Смешарики. Пин-код - Исправительное питание"
  • Образцы продуктов.

Цели и задачи урока

Цель урока: Первичное усвоение новых предметных   ЗУНов и УУД. Создать условия для формирования способности к самостоятельному анализу предложенной ситуации и принятия  правильного решения; развития логики, мышления, внимания учащихся.

Задачи урока

 Формирование предметных компетенций.

  познакомить с понятием « витамины»

формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

Формирование метапредметных компетенций.

Личностные действия: владеть готовностью и способностью к самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательные действия:

Сформированность интереса к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей.

Владение навыками логического мышления.

Коммуникативные действия:

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Уметь работать в группе.

Регулятивные действия:

Обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы.

Содержание учебного материала урока

и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этапы урока

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение темы урока.
  4. Постановка проблемы.
  5. Закрепление и обобщение изученного материала.
  6. Динамическая пауза.
  7. Практическая работа.
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  9. Информация о домашнем задании.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД на данном этапе

 урока

Организационный

(1 минута).

Приветствует учащихся и настраивает детей на урок

Приветствуют учителя.

Регулятивные  действия: формирование навыков саморегуляции.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Актуализация знаний (2 минуты).

Рассматривают фотографии, выясняют к какой фотографии подойдет надпись «Здоровая школа»?

Дети рассуждают на тему: Что такое здоровая школа.

Познавательные действия: формирование навыков самостоятельного поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни

Определение темы урока

(2 минута).

Задает наводящие вопросы.

Формулируют тему урока.

Регулятивные  действия: формирование навыка целеполагания.

Познавательные действия: Развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение витаминов и здорового образа жизни

 Постановка проблемы

(5 минут).

Создает проблемную ситуацию для формулировки  основополагающего вопроса

Учитель «подводит» детей к вопросу: Действительно ли нехватка витаминов в организме  влияет на здоровье человека?

Регулятивные  действия: формирование навыка обнаружения и формулирования проблемы.

Познавательные действия: логические универсальные действия.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение витаминов и правильного питания

Физминутка

(1 минута).

Демонстрируется физминутка

Повторяют упражнения за мультгероями.

Личностные действия: принятие здорового образа жизни.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать учителя.

Регулятивные  действия: осмысление своих действий при выполнении упражнений

Изучение нового материала

 (13 минут).

Просмотр мультфильма

С помощью наводящих вопросов, составляют план работы

Познавательные действия: умение самостоятельного построения алгоритма,  развитие навыка логического мышления.

Регулятивные  действия: осмысление своих действий и самооценка.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Практическая работа

(16 минут).

Поясняет задание практической работы.

В случае необходимости помогает ее выполнять.

Выполняют практическую работу в группах. Заполняют технологическую карту.

.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные действия: формирование навыка  исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Подведение итогов урока. Рефлексия

 (4 минуты).

Делает словесную оценку работы групп.

Сводят воедино результаты практической работы. Выступление групп. Проводят самоанализ работы в группе

Личностные действия: осмысление своих действий.

Регулятивные действия: самооценка.

Информация о домашнем задании

(1 минута).

Рассказывает о содержании домашнего задания по выбору.

Записывают в дневник,

задают вопросы.

Регулятивные  действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Результатом деятельности учащихся на уроке является ответ на проблемный вопрос и создание своего меню.

Каждая группа создает свой продукт:

  • завтрак,
  • обед,
  • ужин.

Продукты не сопоставимы. Поэтому учитель совместно с учащимися дает словестную оценку деятельности группы.

Предметные компетенции оцениваются с использованием методики демонстрационный метод. Метапредметные компетенции предлагается оценивать с помощью следующей методики:

Самоанализ работы в группе

«Мои достижения»

ученика 2 «_» класса__________________

Критерии

да

нет

частично

Я в полной мере участвую в работе группы.

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

Я завершаю выполнение моих заданий.

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

Я выставляю себе отметку за урок:_____

Текст методической разработки материалов в соответствии

 с критериями оценивания работы

Организационный этап

Проверка готовности к уроку

Актуализация знаний

Доброе утро, ребята! У меня отличное настроение и я спешу поделиться им с вами!

А вы с каким настроением пришли сегодня на урок?

Как вы думаете, почему  мне весело и радостно?

А я сейчас поделюсь с вами своей радостью,  и вы сами не заметите, как у вас появится настроение.

Аутогенная тренировка (улучшает психологические функции: активирует память. внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал)

- Дети, сядьте ровно, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь улыбнитесь и мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким! Не забудьте  про соседа по парте, а теперь вы мне, а я вам.

Открываем глазки! И что мы видим? Посмотрите, у всех светятся глазки.

Все готовы к новым знаниям?

Тогда начнём! 

Слайд 1.        

Ребята, недавно я была в гостях в необычной  школе, и вот что я там увидела (фотография на слайде). Как вы думаете, что  в ней необычного?

А на этой фотографии ребята из нашей школы.

К какой фотографии подойдет надпись «Здоровая школа»? Почему?

Определение темы урока

Слайд 2. 

Правильно ли питаются дети на этих картинках? Почему?

Какую пищу называют полезной?

Какова же тема урока? (учитель «подводит» детей к теме урока)

Слайд 3. 

Тема урока: «О витаминах»

Постановка проблемы

Чем отличаются дети в здоровой школе?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Сформулируйте основополагающий вопрос урока. (в зависимости от ответов детей, задает наводящие вопросы)

Слайд 4.   

«Действительно ли недостаток витаминов в организме влияет на здоровье человека?»

На какие вопросы - помощники нам нужно ответить, чтобы выяснить ответ на главный вопрос? (в зависимости от ответов детей, задает наводящие вопросы)

Слайд 5.   

  1. Как правильно питаться?
  2. Как витамины влияют на наше здоровье?
  3. Почему, чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться?

Слайд 6.   

Физминутка

Изученного нового материала

Что нужно знать, чтобы ответить на все поставленные нами вопросы?

Где можно найти ответы на вопросы?

Для того, чтобы работа была выполнена качественно, давайте составим план работы

Слайд 7. 

  1. Основной этап:
  2. Деление на группы
  3. Просмотр мультфильма

В группе:

  1. Заполнение схемы «Нужные витамины»
  2. Составление меню (завтрак, обед, ужин)
  3. Заключительный этап:
  4. Ответ на главный вопрос. Вывод

Слайд 8. Просмотр мультфильма «Смешарики. Пин-код - Исправительное питание»

О чем вы узнали из мультфильма?

Практическая работа

Слайд 9. (Класс разделить на три группы: А, С, D (дети вытаскивают карточки с названием витамина и рассаживаются по группам)

У вас в каждой группе на столах есть карточки с витаминами и карточки с продуктами. Как вы думаете, что с ними нужно делать? (составить схему «Нужные витамины»)

Для того, чтобы выполнить эту работу,  воспользуйтесь учебником, а также вспомните мультфильм и вопросы – подсказки:

  1. Как правильно питаться?
  2. Как витамины влияют на наше здоровье?
  3. Почему, чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться?

Когда схема будет готова, каждая группа заполняет технологическую карту и

 составляет свое меню (завтрак, обед или ужин)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Каждая группа выполняла свое задание: одна составляла схему к витамину А, другая -  к витамину С, третья – к витамину D. (Схемы «собираются» на доске в один большой плакат) Все группы успешно справились с работой. А в итоге у нас получилась схема – подсказка как ответить на главный вопрос урока.

Слайд 10. 

«Действительно ли недостаток витаминов в организме влияет на здоровье человека?»

Каждая команда, отвечая на этот вопрос, представляет, как доказательство, свое меню.

Слайд 11.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается на выбор, вы можете выполнить все задания или то, которое вам больше нравится:

  • Составьте дома меню на выходной день для своей семьи,
  • Найти в учебнике ответ на вопрос: Кто впервые открыл витамины?
  • Найти ответ на вопрос в каких продуктах содержатся витамины Е, В

Библиография

  1. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014

  2. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014

  3. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 классы, Виноградова Н.Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014

  4. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы, Издательство: Вентана-Граф, 2014

  5. CD. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 2 класс

Приложения

Технологическая  карта

Технологическая карта

1.  Что такое витамины?

________________________________________________________________________

2. Как переводится слово витамины?

________________________________________________________________________

3.  Для  чего витамины нужны человеку?________________________________________

4.  Напишите основные витамины______________________________________________

5. Даны продукты: морковь, рыба, перец болгарский, яйцо, помидор, мясо курицы, молоко, зелёный горошек, ржаной хлеб,  лимон , апельсин, клубника, лук, капуста, редис, солнечные лучи, рыбий жир, желток яиц, свежие молочные продукты, голландский сыр.

Выберите из предложенных продуктов, только те, которые содержаться в следующих витаминах:

Витамин А –_______________________________________________________________

Витамин В – _______________________________________________________________

Витамин С – _______________________________________________________________

Витамин D – _______________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровая школа Стрекаловская Л.А.

Слайд 2

Завтрак Ужин Полдник Обед Стрекаловская Л.А.

Слайд 3

О витаминах Стрекаловская Л.А.

Слайд 4

Действительно ли недостаток витаминов в организме влияет на здоровье человека ? ? ? ? Стрекаловская Л.А.

Слайд 5

Проблемные вопросы Как правильно питаться? Как витамины влияют на наше здоровье? Почему, чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться ? Стрекаловская Л.А.

Слайд 6

«Улыбнись!» Стрекаловская Л.А.

Слайд 7

План работы Основной этап: Деление на группы Просмотр мультфильма В группе: Заполнение схемы «Нужные витамины» Составление меню на завтрак (обед, ужин) Заключительный этап : Ответ на главный вопрос. Вывод Стрекаловская Л.А.

Слайд 8

Мультфильм - помощник Стрекаловская Л.А.

Слайд 9

Практическая работа А С D Нужные витамины Меню на завтрак, обед, ужин Стрекаловская Л.А.

Слайд 10

Действительно ли п равильное питание влияет на здоровье человека ? ? ? ? Стрекаловская Л.А.

Слайд 11

Домашнее задание по выбору Составьте дома меню на выходной день для своей семьи. Найти в учебнике ответ на вопрос: Кто впервые открыл витамины ? Найти ответ на вопрос в каких продуктах содержатся витамины Е, В Стрекаловская Л.А.

Слайд 12

Ребята! Берегите здоровье! Стрекаловская Л.А.