Развитие навыков беглого, выразительного, осознанного чтения

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Формирование навыка беглого осознанного чтения

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Чтобы перейти к такому чтению необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде слов, а не отдельных букв. Постоянная работа на уроке с многочисленными упражнениями приводит к тому, что ребенок перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. Но прежде чем осуществлять контроль за уровнем сформированности навыка чтения, важно наладить всю предшествующую работу так, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным текстом. Ведь при методически верно построенной работе ученик не только может достигнуть нужных показателей скорости, но и превзойти их.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  1. увеличение объема слухового и зрительного восприятия;
  2. развитие периферического зрения;
  3. развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;
  4. формирование устойчивого внимания;
  5. предупреждение повторов при чтении;
  6. пополнение словарного запаса ученика;
  7. развитие артикуляционного аппарата.

Развитию навыка чтения способствуют письменные работы учащихся:

  1. слуховые  и зрительные диктанты ( примерный набор слуховых и зрительных диктантов предложены И.Т Федоренко);
  2. списывание текста.

Особенно нужно учителю обращать внимание  на письменные домашние задания.
При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться, как можно реже заглядывать в него. Если в тексте много трудных слов, терминов, то рекомендуется несколько раз прочитать, потом пересказать дословно, с заглядыванием в текст, только после этого писать прочитанное по памяти, открывая книгу только в  случае крайней необходимости. Но ставим черту перед тем, как заглянул в текст. Благодаря этому, можно следить, как увеличивается объем зрительного восприятия.

На уроке литературного чтения полезно работать над скороговорками. Это упражнение помогает развивать артикуляционный аппарат, улучшает дикцию и тембр голоса.

Примеры скороговорок, используемых на уроках:

  1. Говори, говори, да не заговаривайся.
  2. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
  3. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  4. Летят три пичужки через три пусты избушки.
  5. Полили ли лилию, видели ли Лидию.
  6. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
  7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
  8. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  9. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  10. Щипцы и клещи – вот наши вещи.

Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от текста.

Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение «постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте.

Полезны упражнения на развитие памятиустойчивого вниманиярасширение оперативного поля чтения, развитие логического мышления:

Примеры упражнений:

  1. «Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.
  2. «Сыщики». Добавляют какой-то предмет в классную комнату или выносят их. После этого в комнату приглашаются ученики: они осматривают класс, записывая те предметы, которые появились или которые убрали.
  3. Чтение «зашумленных слов». Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.
  4. Чтение строк наоборот. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым. Это упражнение развивает тонкость движения глаз. Так же можно предложить упражнение «чтение перевернутого текста» (на 90, 180 градусов).
  5. Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот. При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину. При проведении этого упражнения у ребенка формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело.
  6. Чтение пунктирно написанных слов. Учащимся предлагают карточки с неполностью написанными словами ( отсутствуют некоторые части букв, слогов), но сохраняется однозначность прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом увеличивается.
  7. Чтение только второй половины слов. Читаемые слова мысленно делят пополам, абсолютная точность необязательна. Пример: -лько, -вины, -рой, - ние. Это упражнение приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается только начало слова, а его конец домысливается.
  8. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов. Если работа ведется с прикрытой нижней половиной слов, то начинать нужно с закрывания четверти слова, на уже знакомом детям тексте. Постепенно увеличиваем прикрытое до половины, а текст  выбираем незнакомый. Такие упражнения чрезвычайно важны для формирования словесно – логической памяти. Так же для развития логического мышления полезны упражнения : «поиск в тексте смысловых несуразностей», «восстановление деформированных текстов».
  9. Поиск в тексте заданных слов. В тексте нужно найти как можно быстрее заданное слово, которое на начальном этапе воспринимается зрительно, позднее на слух. Особую пользу приобретет это упражнение тогда, если ученику последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом работать максимально быстро. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов, развивает словесную память.
  10. Восполнение пропусков букв в слове или пропуска слов в тексте. Пример: Дево_ка быс -т_о пошла по узк_ дорожке. Шел Иван- царевич по лесной тропинке, и вот, наконец, он _________ перекосившуюся __________ на курьих ножках. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
  11. На начальном этапе овладения навыком чтения можно рекомендовать упражнение «двукратное произнесение каждого прочитанного слова». Для того чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам  слово было узнано, его следует повторить слитно. За счет двукратного произнесения слова у ребенка формируются слуховые образы, а это способствует проникновению в смысл слова.
  12. Для развития оперативного поля чтения полезно использовать на уроках чтение «пирамидок слогов и слов»:

image
13.Использование на уроке таблиц Шульте способствует формированию устойчивости и концентрации  внимания:

5

14

12

23

2

 

15

6

16

9

14

16

25

24

7

13

 

1

8

20

24

2

11

3

20

4

18

 

18

22

10

21

12

8

10

19

22

6

 

17

11

23

5

25

21

15

9

17

1

 

7

4

13

19

3

14. Для формирования осознанного чтения полезно использовать на уроке работу с деформированными текстами и неоконченными рассказами.

15. При работе с текстом полезно предлагать следующие задания:

  1. расположи вопросы по порядку содержания текста;
  2. найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске);
  3. докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок (из предложенных)
  4. подбери к заголовку соответствующую часть текста;
  5. выборочное чтение;
  6. пересказ по вопросам и без них.

Конечно,  беглость чтения очень важна, но судить о сформированности навыка чтения только по этому показателю нельзя. Необходимо добиваться, чтобы ребенок  думал о смысле того, что он читает. Чтобы проанализировать понимает ли ученик прочитанный текст, нужно определить может ли он разделить текст на смысловые части, может ли выявить основную мысль каждой части, может ли ребенок пересказать текст своими словами

Т.о формирование навыка чтения невозможно без осмысления читаемого. Для проверки этого можно воспользоваться следующими методами:

  1. после проверки техники чтения, можно попросить записать по памяти 2-3 предложения и подчеркнуть известные орфограммы;
  2. после прочтения текста, пересказать прочитанное;
  3. попросить выделить главную мысль в прочитанном отрывке.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Но если внимательно их исследовать, то фактором номер один, по воздействию на успеваемость ученика, является все – таки умение бегло читать!