История новогодней игрушки

Лебедева Надежда Юрьевна

XVIII ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

 

 

Секция «Культурология»

 

 

Тема «История появления новогодней игрушки»

 

 

Выполнили:

Ученицы 1В класса

МБОУ СОШ№128

Кировского района

 

 

 

 

Научный руководитель:

Лебедева Надежда Юрьевна

Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

                                                  Самара 2017

Оглавление

1.     Введение

2.     История появления новогодней традиции

3.     Первые игрушки

4.     История появления новогоднего шарика

5.     Новый Год в России

6.     Разнообразие новогодних игрушек

7.     Изготовление собственной игрушки

8.     Заключение

9.     Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

ü Так как скоро Новый год и наша школа преображается, мы захотели узнать, откуда же появились елочные украшения. Для этого мы выясним, какими были первые игрушки в России. Изучим, как изготовляли новогодние игрушки. Определим, когда появилась традиция украшать новогоднюю ёлку.  За помощью мы обратились к литературе, поспрашивали у бабушек, посмотрели различный материал в интернете.

ü Цель проекта

ü Узнать историю появления новогодних игрушек в разные исторические периоды 

Задачи:

•      Выяснить какими были первые игрушки в России.

•      Изучить, как изготовляли новогодние игрушки.

•      Определить, когда появилась традиция украшать новогоднюю ёлку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История появления новогодней традиции

В древности у кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие.

Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая игрушка

В Российской империи производство собственных украшений было не столь значительно, но их массово завозили на праздники из Европы, в первую очередь из Германии. Старейшим собственным производством украшений являлось стеклодувное предприятие в Клину, основанное ещё по указу Меншикова в начале XVIII века. Эта традиция не прервалась и продолжается на перенесённом в соседний Высоковск ОАО «Ёлочка». Рядом расположен музей ёлочной игрушки[4].

После революции празднования Рождества стали подвергаться всё большим гонениям, вначале непрямым, затем официальным, закончившимися в канун 1929 года прямым запретом на праздник и устройство ёлки. Но граждане не перестали украшать елки украдкой, а игрушки продолжали производиться кустарным способом. Как раз к «периоду запрета» относят самые редкие и дорогие коллекционные советские елочные украшения. Ситуация изменилась только в канун 1935 года, после знаменитого предложения П. П. Постышева в «Правде» вернуть этот праздник советским детям. Разумеется, речь теперь шла не о праздновании Рождества Христова, а именно о праздновании Нового года. Все старые и новые традиции тщательно очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновлённом в стране производстве ёлочных украшений.

·         Место шестиконечной золотой или белой Вифлеемской звезды заняла пятиконечная красная. Также стали использовать просто декоративные навершия («пики»).

·         Место шаров и ангелов заняли самые разнообразные фигурки людей, животных, фруктов, овощей. Разнообразие цветных фигурок на ветвях вообще отличало советские ёлки от западных, где украшения могли быть разноцветными, но обычно единой формы[4].

Популярность праздника привела к восстановлению производства ёлочных украшений, сначала как побочных производств на различных предприятиях, затем как самостоятельных производств. Также после войны город Лауша оказался на территории ГДР и продолжал выпуск традиционной ёлочной продукции. Поэтому с середины 1970-х годов СССР стал закупать из ГДР наборы ёлочных украшений, которые поставлялись в специальной экспортной упаковке с надписями на русском. В набор стеклянных украшений входили: навершие («пика»), 16 цветных шаров и 5 украшений иной формы. Варианты этих пяти украшений, а также раскраска шаров менялись от года к году. Эти ёлочные наборы были в СССР дефицитом и одной из наиболее желанных покупок на новогодних базарах, несмотря на достаточно высокую по меркам СССР цену (в 1983 году цена одного набора составляла 9 рублей). Качеством выполнения, упаковки, крепления (проволочные крючки в комплекте вместо ниток) и общим «западным» видом они выделялись среди прочего новогоднего ассортимента.

Интересно отметить, что на экспортных коробках было написано по-русски «С Новым годом!», тогда как на заводах Лауши ещё с XIX века эта продукция традиционно называлась «Украшения для Христова дерева из Тюрингии» (нем. Thüringer Christbaumschmuck). Это название было дано транслитерацией под рисунком на коробке как указание на производителя: «Изготовлено в Германской Демократической Республике народным предприятием Тюрингер Кристбаумшмук».

В настоящее время ассортимент ёлочных украшений в целом одинаков с европейским. Значительная часть этого ассортимента производится на предприятиях Китая.

В разных странах

 

 Бразилия

Новый год в Бразилии приходится на лето, и тогда жители этой страны украшают ёлки маленькими комочками хлопка, как будто это упавший снег

 Гватемала

Гватемальцы в основном украшают ёлку фигурками из библейских сцен

 Гренландия

В Гренландию ёлки завозят, так как собственные из-за холодного климата там не растут. Жители украшают «иностранок» свечами и яркими орнаментами

 Ирландия

В Ирландии ёлки украшают цветными фонариками и мишурой, шары не так популярны

 Мексика

В большинстве мексиканских домов центральным украшением считается исп. El Nacimiento — композиции из фигурок, которые изображают сцену рождения Христа из Библии (Рождественский вертеп). Однако украшенная ель тоже присутствует где-нибудь в доме

 Швеция

В Швеции ёлки украшают звёздами, игрушками в виде солнца и снежинок, фигурками животных из соломы и дерева

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Все съедобные украшения что-то обозначали.

 

 

 

 

 

История появления новогодней игрушки

Издавна существовали канонические правила украшения "рождественского дерева". Верхушку венчает "Вифлеемская звезда". Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи - суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Таким образом, сперва елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.

Начиная с 17 века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Из листов латуни возникали

елочные феи. Оловянные проволочки можно было сворачивать, закручивать спиралями, складывать или расплющивать, получая серебряную мишуру. Серебряная фольга шла на изящные звездочки, бабочки и цветы.

В 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками. Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом. Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем елочный шар.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки - кому что в голову придет: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть. Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец и японцы, затем - Польша и США.

Украшения рождественских елок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя елка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и ее вытеснила строгая, стильная елка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать елку просто: соломенными звездочками и фигурками из бумаги и

картона.

Вначале такие фигурки вырезали дома и производили ручную роспись елочных игрушек, а в последствии появилось и промышленное производство. Фабрики в Дрездене и Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золоченого и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Особым разнообразием славились новогодние игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. Здесь делали всевозможные музыкальные инструменты, всякие технические предметы - прялки, экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли - и, разумеется, зверушек. Лягушки, аисты, фазаны, медведи и слоны - все находили место на ветвях рождественских елок. Деревянные елочные украшения относятся в основном к двадцатому столетию: например, красочные ангелочки и тонкие резные игрушки.

Вывод: Согласно легенде, некогда выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый год в России

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

— Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах, наступление 1701-1800 годов — на 11 дней позже, 1801-1900 — годов на 12 дней, а 1901-1918 годов — на 13 дней позже. 14 февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Музей елочных игрушек

 

18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!

"Клинское подворье"  – это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой  и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий — «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

 

Следующий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени — монтажные, ватные и картонажные.

Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку — дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке — усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал — Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирно известный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х–60х годов представлены в следующем зале. Это было непростое время для нашей страны — война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки — королевы Клинского дворца

 

 

 

 

 

Изготовление собственной игрушки

 

 

Для изготовления мы взяли цветную бумагу, карандаш простой, линейку, ножницы. Взяли прямоугольный лист цветной бумаги и отрезали полосу шириной около 1 см вдоль одной из его узких сторон. Отложили эту полоску в сторону, она пригодится нам  позже.

 

 

 

Сложили оставшуюся бумагу вдвое по длине так, чтобы лицевая ее сторона оказалась внутри.

Отмерили 2 см от края получившегося прямоугольника, вдоль длинной стороны, противоположной линии сгиба. Провели карандашом линию, параллельную краю.

 

 

 

 

 

 

 Нарезали бахрому вдоль другого края прямоугольника, по линии сгиба, не заступая за карандашную линию.

 

Развернули прямоугольник и снова сложили его вдвое по линии сгиба, только в обратном направлении (вывернули на лицевую сторону).

Свернули лист в трубочку и скрепили верх и низ скотчем. Приклеили к верхнему ободку «ручку» из полоски бумаги, отрезанной от листа в начале работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив литературу по данному вопросу, мы пришла к выводу, что изначально новогодние игрушки были не такими, какие сейчас. В ходе исследования нами была изучена история появления традиции наряжать елку и процесс изготовления елочных украшений. Все поставленные мною задачи выполнены. Новогодняя игрушка это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями, происходившими в обществе, в ней отражались достижения человечества того времени. Мы узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и можем поделиться своими знаниями с другими.

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

•      Андреева Е.Л. Ёлочные игрушки. [Электронный ресурс] Музей елочной игрушки «Клинское подворье». Дата посещения: 10.01.2013.Время: 14.41.Режим доступа: http://www.klinvk.ru/history.html.

•      Жданова Л.И. Игрушки на елку. Сделай сам. – М.: Хатбер-пресс, 2007 – 265 с.

•      Елизарова Е.М. [Электронный ресурс] Познавательный журнал  Школа Жизни. Ру. Дата посещения: 12.02.2013.Время: 10.35. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32853/.

•      Сальникова А.А. История елочной игрушки. – М.: Новое литературное обозрение, 2011 – 384 с.

История новогодней игрушки. [Электронный ресурс] КостромаМа. Ру. Дата посещения: 14.01.2013.Время: 12.11.Режим доступа: http://www.kostromama.ru/articles/holidays/artic