Как найти общий язык учителям и родителям?

Синявцева Елена Александровна

В семье праздник. Ребенок пошел в первый класс, стал учеником. А сколько надежд у родителей на успехи ребенка! Но проходит время и оказывается, что не у всех малышей удачно началась школьная жизнь. Есть проблемы в поведении, конфликты с товарищами по классу, да и успехи в обучении не радуют. Первый помощник родителям в решении всех проблем – учитель.

Общение родителей и учителя необходимо для взаимопонимания, усвоения педагогического опыта, знаний, которые они передают друг другу. Это поможет выработать единую линию воспитания, разрешить противоречия. А они нередко случаются. Ведь учитель и родители воспитывают и видят ребенка в разных условиях. Учитель – в школе, родители – дома.

Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Такое общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей надежных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами воспитания школьников. Но для того, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное желание и умение общаться.

Из-за чего возникают конфликты между учителями и родителями

К ним можно отнести столкновения в областях:

♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;

♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;

♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.

 

     В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Как разрешить конфликт между родителями и преподавателями?

      Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому некоторые знания по предупреждению и разрешению конфликтов, на мой  взгляд, не помешают.

      Говоря о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельно­сти учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;

♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.

       Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного тре­бованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;

♦ игнорирование интересов учеников и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

     Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.

3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

    Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.

 

 

Комментарии

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Хорошая статья. Надо говорить об этом с родителями и учителями. Ведь у некоторых уже на лице написано: Я всегда прав!