Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

Азангулова Расима Забировна

Индивидуальный план повышения квалификации в межаттестационный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

АХ, КАК ДОЛГО МЫ ПИСАЛИ.

АХ, КАК ДОЛГО МЫ ПИСАЛИ, ГЛАЗКИ У РЕБЯТ УСТАЛИ.

{ПОМОРГАТЬ ГЛАЗАМИ.) ПОСМОТРИТЕ ВСЕ В ОКНО,

(ПОСМОТРЕТЬ ВЛЕВО - ВПРАВО.) АХ, КАК СОЛНЦЕ ВЫСОКО.

{ПОСМОТРЕТЬ ВВЕРХ.) МЫ ГЛАЗА СЕЙЧАС ЗАКРОЕМ,

(ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА ЛАДОШКАМИ.) В КЛАССЕ РАДУГУ ПОСТРОИМ, ВВЕРХ ПО РАДУГЕ ПОЙДЕМ,

{ПОСМОТРЕТЬ ПО ДУГЕ ВВЕРХ ВПРАВО И ВВЕРХ - ВЛЕВО.) ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВЕРНЕМ, А ПОТОМ СКАТИМСЯ ВНИЗ,

(ПОСМОТРЕТЬ ВНИЗ.) ЖМУРЬСЯ СИЛЬНО, НО ДЕРЖИСЬ. {ЗАЖМУРИТЬ ГЛАЗА, ОТКРЫТЬ И ПОМОРГАТЬ ИМ.)

 

БАБОЧКА.

СПАЛ ЦВЕТОК

(ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА, РАССЛАБИТЬСЯ, ПОМАССИРОВАТЬ ВЕКИ, СЛЕГКА НАДАВЛИВАЯ НА НИХ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ И ПРОТИВ НЕЕ.) И ВДРУГ ПРОСНУЛСЯ,

(ПОМОРГАТЬ  ГЛАЗАМИ.) БОЛЬШЕ СПАТЬ НЕ ЗАХОТЕЛ,

(РУКИ   ПОДНЯТЬ   ВВЕРХ (ВДОХ). ПОСМОТРЕТЬ НА РУКИ.) ВСТРЕПЕНУЛСЯ, ПОТЯНУЛСЯ,

(РУКИ СОГНУТЫ В СТОРОНЫ (ВЫДОХ).) ВЗВИЛСЯ ВВЕРХ И ПОЛЕТЕЛ.

{ПОТРЯСТИ    КИСТЯМИ,    ПОСМОТРЕТЬ ВПРАВО-ВЛЕВО. 

РУКИ ЗА СПИНУ, ГОЛОВКИ НАЗАД.

РУКИ ЗА СПИНУ, ГОЛОВКИ НАЗАД.

{ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА, РАССЛАБИТЬСЯ.) ГЛАЗКИ ПУСКАЙ В ПОТОЛОК ПОГЛЯДЯТ.

(ОТКРЫТЬ ГЛАЗА, ПОСМОТРЕТЬ ВВЕРХ.) ГОЛОВКИ ОПУСТИМ - НА ПАРТУ ГЛЯДИ.

{ВНИЗ.) И СНОВА НАВЕРХ - ГДЕ ТАМ МУХА ЛЕТИТ?

{ВВЕРХ.) ГЛАЗАМИ ПОВЕРТИМ, ПОИЩЕМ ЕЕ.

{ПО СТОРОНАМ.) И СНОВА ЧИТАЕМ. НЕМНОГО ЕЩЕ.

 

ИГРА «БУРАТИНО».

БУРАТИНО СВОИМ БЛИННЫМ ЛЮБОПЫТНЫМ НОСОМ РИСУЕТ. ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАЗ.

«СОЛНЫШКО» - МЯГКИЕ ДВИЖЕНИЯ НОСОМ ПО КРУГУ.

«МОРКОВКА» - ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ ВПРАВО ВЛЕВО, НОСОМ «РИСУЕМ» МОРКОВКУ.«ДЕРЕВО» - НАКЛОНЫ ВПЕРЕД - НАЗАД, НОСОМ «РИСУЕМ» ДЕРЕВО.

КРУГ.

ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ БОЛЬШОЙ КРУГ. ОБВОДИТЬ ЕГО ГЛАЗАМИ СНАЧАЛА ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ПОТОМ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ.

КВАДРАТ.

ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ КВАДРАТ. ПЕРЕВОДИТЬ ВЗГЛЯД ИЗ ПРАВОГО ВЕРХНЕГО УГЛА В ЛЕВЫЙ НИЖНИЙ - В ЛЕВЫЙ ВЕРХНИЙ, В ПРАВЫЙ НИЖНИЙ. ЕЩЕ РАЗ ОДНОВРЕМЕННО ПОСМОТРЕТЬ В УГЛЫ ВООБРАЖАЕМО КВАДРАТА.

БУРАТИНО.

ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И ПОСМОТРЕТЬ НА КОНЧИК СВОЕГО НОСА. УЧИТЕЛЬ МЕДЛЕННО НАЧИНАЕТ СЧИТАТЬ ОТ 1 ДО 8. ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ИХ НОСИК НАЧИНАЕТ РАСТИ, ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ СЛЕДИТЬ ЗА КОНЧИКОМ НОСА. ЗАТЕМ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ, С ОБРАТНЫМ СЧЕТОМ ОТ1 ДО 8, СЛЕДЯТ ЗА УМЕНЬШЕНИЕМ НОСИКА.

 

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ

П.П. - СИДЯ ЗА ПАРТОЙ.

1.  ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА. ОТДЫХ 10-15 СЕК. ОТКРЫТЬ ГЛАЗА. ПОВТОРИТЬ 2-3 РАЗА.

2.  ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗНЫМИ ЯБЛОКАМИ.

- ГЛАЗА ВПРАВО - ВВЕРХ.

- ГЛАЗА ВЛЕВО - ВВЕРХ.

- ГЛАЗА ВПРАВО - ВНИЗ, -ГЛАЗА ВЛЕВО - ВНИЗ.

ПОВТОРИТЬ 3-4 РАЗА. ГЛАЗА ЗАКРЫТЬ. ОТДЫХ 10-15 СЕК.

1. САМОМАССАЖ. ПОТЕРЕТЬ ЛАДОНИ. ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА, ПОЛОЖИТЬ ЛАДОНИ НА ГЛАЗА, ПАЛЬЦЫ ВМЕСТЕ. ДЕРЖАТЬ 1 СЕК. ЛАДОНИ НА СТОЛ. ОТКРЫТЬ ГЛАЗА.



Предварительный просмотр:

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо.

Поэтому сейчас актуальны здоровье-сберегающиетехнологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются  бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей  в обществе.

Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.

 Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников.

Здоровье-сберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье-сберегающихтехнологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы.

Здоровье-сберегающиетехнологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни  может реализовываться  через:

  • проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;
  • внеклассную работу;
  • работу с родителями.

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Сохранение   здоровья  детей- главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

  • Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке.
  • Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.
  • Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся),  формирование положительного отношения учащихся по данному предмету.

Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминуткив стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности.

Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.

 Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровье-сберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее  реализовывать здоровье-сберегающиетехнологии на уроках и внеурочной деятельности,  применяю некоторые образовательные технологии по их здоровье-сберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы:

  • беседы,
  • классные часы,
  • «уроки здоровья»,
  • работа с родителями,
  • воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни,
  • пропаганда правил гигиены,
  • ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники.

Работа с родителями проводится по темам:

  • “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”.
  • “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”,
  • “ Здоровый образ жизни”.

Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия.  

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни.

 Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».Джон Локк

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость.
После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».Гиппократ.

Использование здоровье-сберегающихтехнологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Использованная литература

1. Коваленко В.И. Здоровье-сберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровье-сберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по теме самообразования

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках

 в начальной школе»

подготовила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2»

Азангулова Расима Забировна

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.

        На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя  образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее  - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос  я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

  В сентябре 2014 года я начала работать над темой   «Использование  здоровьесберегающих технологий  в начальной школе»

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

2014 – 2015 учебный год

  • Анализ своего уже имеющегося опыта в данном направлении;
  • Выбор класса для работы по данной теме;
  • Подбор литературы по теме самообразования;
  • Прохождение курсов повышения квалификации;

2015 – 2016 учебный год

  • Изучение литературы по теме самообразования;
  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
  • Изучение опыта работы по здоровьесбережению школ города
  • Открытый урок по математике во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Знакомство с оформлением паспортов здоровья;

2016 – 2017 учебный год

  • Оформление паспортов здоровья;
  • Открытый классный час для учащихся начальной школы «Формула здоровья»;
  • Оформление в классе уголка Здоровья;
  • Открытый классный час для начальных классов «Папа, мама, я – спортивная семья!»;

2017 -2018 учебный год

  • Теоретическое обоснование избранной темы;
  • Анализ обнаруженных фактов, выводы и рекомендации

 по данной теме через тесты по физкультуре

и результатам медосмотра учащихся;

  • Открытый урок по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Подбор литературы для создания картотеки физкультминуток;
  • Прохождение аттестации учителем;
  • Выступление на ШМО начальных классов с докладом «Использование здоровьеберегающих технологий в начальных классах»;

2018 – 2019 учебный год

  • Открытый урок по окружающему миру с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Выступление с докладом по своей теме самообразования в МДОУ №52 «в рамках преемственности между детским садом и школой;
  • Выступление на родительском собрании по пропаганде здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;

Здоровьесберегающие технологии – это:

  • Технология сохранения здоровья, которая предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностных отношений к своему здоровью;
  • Технология обучения здоровью включает в себя приёмы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организация методического инструментария педагогического процесса;

Задачи работы над темой:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.
  4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.

Основные этапы  работы над темой самообразования:

  • Изучение состояния здоровья учеников; (Школьный врач, классный руководитель).
  • Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).
  • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).
  • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Учитель, родители).
  • Проведение факультатива «Разговор о правильном питании». (Учитель).
  • Оформление  паспортов здоровья. (Учитель, учащиеся, родители).
  • Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).
  • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

  1. Беседы учителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог  здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».
  2. Праздники Здоровья.
  3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Малая Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Велокросс», лыжная эстафета.
  4. Устные журналы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
  5. Сочинение «Я здоровье берегу».
  6. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
  7. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».
  8. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
  9. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.

10.Коллективная работа над проектом «Разговор о правильном питании».

11.Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».

12.Организация в классе уголка Здоровья.

Воспитание привычки  к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека.  Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме  учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).

Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно ожидать какой-то положительный результат.

Здоровьесбережение

Соблюдение СанПиНа       Урок      Внеклас. работа   Работа с родителями

1.СаНПиН предусматривает:

-Каждый обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха.

-Расстояние между рядами двухместных столов должно быть  60 см.

-Расстояние от первой парты до доски составляет 240 см.

-До уроков перед началом рабочего дня в спортзале проводила зарядку, которая приучает к здоровому образу жизни, мобилизует внутренние силы ребенка на учебный день. Но очень плохо, в последнее время она не проводится.

-Проветривание классного помещения.

 На уроке тоже продумываю использование здоровьесберегающих технологий.

  1. Физкультпауза -1-2 за урок, учитывая особенности здоровья своего класса. В моем классе по результатам медосмотра западает зрение и осанка, поэтому чаще провожу физкультпаузы по коррекции зрения и осанки.
  2. В нашей школе не ведется отдельный предмет  валеология, т.к. нет преподавателя, поэтому ЗСТ я включаю  в уроки окружающего мира, физкультуры, ориентируясь на   план валеологического воспитания МОУ СОШ №13».
  3. Очень помогают в укреплении здоровья уроки физкультуры в спортзале, а особенно на свежем воздухе – всю 3 четверть идет лыжная подготовка, все ребята с удовольствием катаются на лыжах.

С 1 класса учащиеся ведут паспорта здоровья.

Цель ведения паспортов здоровья:

  • Контроль за своим здоровьем;
  • Подбор форм и путей работы по сохранению и укреплению своего  здоровья каждым учеником;
  • К работе с паспортами здоровья привлекаются: школьный врач, классный руководитель, учитель физкультуры, родители и, конечно, основная работа ведётся самим учеником.

D:\сканирование0010.jpg

D:\сканирование0011.jpg

В учебном процессе создаю положительный эмоциональный настрой через:

  • Создание обстановки доверия;
  • Обеспечение  уверенности в успехе;
  • Формирование оценочных суждений;
  • Наличие одобрения, похвалы, шутки, улыбки;
  • Критериально – ориентированный подход (идти от успеха);
  • Изменение в организации учебного процесса (расстановка парт, посадка детей); Коллективно – групповые формы обучения;

РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ

Для изучения  и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей.

  1. Проведение Дня здоровья  совместно с родителями детей моего класса (помощь в организации праздника);
  2.  Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»

Предлагаю вашему вниманию  разработку  родительского собрания

«В первый класс – сколиоз в первый раз

Ваш ребенок, наконец, пошёл в школу? Тогда будьте готовы к тому, что ему угрожает серьёзная  опасность – сколиоз. Сколиоз – это серьёзное заболевание спины, которое чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Это искривление позвоночника, при котором изменения касаются не только костей, но и связок. Сколиоз такой же бич нашего времени, как близорукость и гастрит. Более 5% детей и взрослых в мире страдают искривлением позвоночника. Если его не начать вовремя лечить, то у ребёнка может вырасти горб.

Обратите внимание, если у вашего ребёнка:

  • одно плечо выше другого;
  • одна лопатка выпирает больше другой;
  • просвет между опущенными вдоль боков руками и самими боками неодинаков;

Для лечения сколиоза необходимо:

  • обратиться к врачу;
  • следить за равномерным распределением нагрузки на спину (купите ранец с двумя шлейками);
  • убрать с кровати ребёнка мягкий матрас;
  • записать ученика на лечебную гимнастику или плавание;

Упражнение для первоклассника:

1.Купите гимнастическую палку. 3 раза в день по 15 минут ребёнок должен ходить, заведя её за спину.

2.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях горизонтально груди. На счёт 1 – 2 расходящиеся движения руками перед собой. На счёт 3 – 4 расходящиеся движения руками, но уже выпрямленными в локтях.

3.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук лежат на плечах. На счёт «раз» - пять вращательных движений вперёд, на счёт «два» - пять вращательных движений назад.(5 упражнений 3 раза в день).

4. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и сцеплены в «замок» на уровне груди. На счёт «раз» -3 поворота туловищем влево на упругих руках, на счёт «два» -3 поворота вправо (5 упражнений 3 раза в день).

5. Попеременные наклоны головы вправо – влево и вперёд – назад, стоя на месте (5 упражнений 3 раза в день).

6. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. По 3 наклона вперёд – назад и вправо – влево, не сгибая ноги в коленях (5 упражнений 3 раза в день).

2007 год был признан годом Семьи. Очень удачно прошёл в этот год классный час «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Разработка классного  часа

Тема: Папа, мама, я – спортивная семья!

Форма проведения: соревнование.

Место проведение: спортивный зал.

Оборудование: название и девиз классного часа, спортивный инвентарь, свисток, шары, награды.

Содержание классного часа:

(Выступление ребят – Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждём. Гость есть гость – хозяину в радость! Тем более сегодня, когда к нам пришли большие дружные семьи нашего класса.

 Чем живёт семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

Мы порою забываем,

Что в заботах и тревогах –

Главное – семью сберечь!

Все вы знаете, что полезно заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на воздухе. Но как трудно бывает порой пересилить себя: встать пораньше, сделать зарядку, облиться холодной водой. Мы порой откладываем это на потом. А что если попробовать начать заниматься вместе, всей семьёй, может тогда получится?

  • Выбор названия семейной команды.
  • Представление жюри.
  • Приветствие.
  • Этапы соревнования. (эстафета с обручем, бег в мешках, прыжки по «кочкам», бег с припятствиями, прыжки со скакалкой).
  • Награждение победителей.

Подведение итога классного часа:

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо – семья!

Храните её, берегите её!

Нет в жизни важнее цели!

(Желаем вам здоровья. До новых встреч!).

Фрагмент урока математики  «Здоровьесберегающая математика»

Первым уроком у нас, друзья,

Здоровьесберегающая математика.

Мы будем с вами задачи решать,

И о здоровье новое узнавать.

Задача 1. Первую зубную щётку изготовили в 1780 году в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача 2. Когда ты улыбаешься, работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?

Задача 3. Сегодня учёные утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Можно ли оградить себя от этой беды?

Домашнее задание: попробуйте вместе с родителями составить такие задачи по теме здоровья, и мы их решим на уроках математики. А потом определим, чья задача самая интересная.

Мне бы хотелось услышать мнение об уроке. За что бы вы ему сказали «спасибо»? На этом наш урок закончен. Благодарю вас за интересные мысли.

У ребят моего класса по результатам углубленного медосмотра отмечено появление сколиоза. Я  с привлечением школьного врача провела  серию классных часов по формированию правильной осанки. Вот пример одного из классных часов:

Устный журнал: «Я здоровье берегу».

1 страница

Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

2 страница:

Что нужно делать для улучшения осанки:

  • начнём с самого простого – с устройства постели (приучай себя всегда спать на плоской подушке и ровном средней жёсткости матраце);
  • не имей привычки носить портфель или другие тяжести в одной и той же руке;
  • приучай себя сидеть за партой прямо; слегка склонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упирайся грудью в его край;
  • укрепляй мышцы физическими упражнениями;

3 страница:

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки при сутулой спине:

  1. Стоя, руки согнуты на уровне груди, с силой отвести руки в стороны до сведения лопаток (повторить 5-6 раз);
  2. Стоя, руки за спину, постараться соединить кисти, перекладывать карандаш или мячик из одной руки в другую;
  3. Стоя на коленях, наклониться назад и коснуться обеими руками пяток;
  4. Сидя, руки за спиной на пояснице, прогнуться назад;
  5. Лёжа на животе, захватить руками стопы ног и подтягивать их к голове;
  6. Можно попытаться сделать «мостик» из положения лёжа;

При поступлении в 1 класс у некоторых учеников было понижено зрение. Учитывая эту ситуацию, я посадила этих ребят на первую парту. Совместно с учениками класса  составили памятку «Берегите зрение», поместив её в паспорте здоровья.

Памятка:

«Берегите зрение»

  • не читай лёжа;
  • располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола;
  • не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью;
  • не смотри без защитных очков на яркое солнце, включённую лампочку, пламя электросварки;

На уроках регулярно провожу упражнения для глаз.

Рекомендую выполнить такие задания:

1.Поморгать глазами 1 – 2 минуты.

2.Закрыть глаза и круговыми движениями сделать массаж век кончиками указательных пальцев;

3. Крепко зажмурить глаза, затем их открыть (повторить 3-4 раза);

4. Если глаза утомлены долгим чтением, то надо подойти к окну и 2-3 минуты посмотреть на небо;

5. Смотреть на палец вытянутой перед собой руки. Не сводя с пальца глаз, медленно приближать его к носу (повторить 3-4 раза);

6. Смотреть вверх и вниз (3-4 раза);

7. смотреть влево и вправо (3-4 раза);

        На классных часах  провожу исследования  в форме тестирования. Тесты позволяют выявить  вредные привычки учащихся и проводить коррекционную работу..

Тест

«Полезные и вредные привычки»

  1. Я часто ем сладкое.
  2. Я чищу зубы 2 раза в день.
  3. Я использую пасту с фтором.
  4. Я перекусываю фруктами и овощами.
  5. Я люблю сосать палец.
  6. Я  грызу ручки и карандаши.
  7. Я дышу через нос.
  8. Два раза в год хожу к стоматологу.
  9. Я люблю перекусывать конфетами.
  10. Я не завтракаю по утрам.
  11. Я сплю на низкой подушке.
  12. За партой я стараюсь сидеть прямо.

(Ученик должен при положительном ответе ставить «+». Если, соединив все «+», он получил цифру «6», то сам для себя делает вывод, что у него больше здоровых, полезных привычек, чем вредных).

Выводы: результаты теста показали, что у большинства учащихся класса сформированы полезные привычки. Этот тест помог мне выделить темы для индивидуальной работы с отдельными учащимися и их родителями (некоторые ребята отметили, что не завтракают по утрам, часто перекусывают конфетами, мало употребляют овощей и фруктов).



Предварительный просмотр:

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновремен

:

        ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

  1. Ф.И.О. педагога    Азангулова Расима Забировна
  2. Образование   _высшее_________________________________
  3. Тема самообразования  «Использование элементов здоровьесберегающих технологий_на уроках в начальной школе »
  4. Работа начата ___________01.09.14 г.______________________________
  5. Предполагается закончить 30.05.19 г.______________________________
  6. Цель: __изучить здоровьесберегающие технологии __________________
  7. Задачи:
  • изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях;
  • посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
  • разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.
  • апробировать данную модель на практике.
  1. Основные вопросы: _а) сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;____________________________________________________________

             __б) СанПины;___________________________________________________

             __в) методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;______________

             __г)_комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий

   8. Предполагаемый результат: овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.________

9. Форма самообразования: ___индивидуальная________________________

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

а) изучение литературы:

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. /Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1982.            
  2.  Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие. – Барнаул, 1998._______________________
  3. Лабутин Н.Ю., Майский А.Б., Майский Д.А. Педагогические здоровьесберегающие технологии. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2003.___________________________________
  4. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психолого-педагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. – М., 1995.__________
  5. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. – М., 1989.______________
  6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.____________________________________________
  7. Газета «Здоровье детей» издательского дома «Первое сентября» № 23 от 1-15 декабря 2003г.

б)  посещение уроков у учителей начальных классов школы и города;

в) посещение семинаров, конференций;

г) самоанализ и самооценка своих уроков;

д) разработка модели образовательного процесса в технологии здоровьесбережения;

е) апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;

ж) проведение серии открытых уроков для анализа со стороны коллег;

з) обобщение результатов на заседании методического объединения.

11. Практический выход: _проект организации образовательного процесса._

12. Форма отчета по проделанной работе: __сообщение на заседании МО__



Предварительный просмотр:

                

Тема по самообразованию

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе»

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму,                            питанию, труду, отдыху. Это прежде                           всего забота о гармоничной полноте                           всех физических и духовных сил, и                           венцом этой гармонии является                            радость творчества»                                                          В.А.Сухомлинский

2014-2019 учебный год

Азангулова Расима Забировна


    В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»  Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

    А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

    Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему»1.  

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

1(Школа и жизнь// Пирогов Н.И.  Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.- с.202.)

основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование

конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

     В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и  меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты

( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.

    Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

     Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

     В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики.  И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

     Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

     А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

    Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

    Какие же ориентиры я использую на уроках?

  1. Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 1 )

                                   

                                     

        

Рис. 1

2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.

3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал «Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91).

5.Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:

   1) Пирамидки (рис.2). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

        

 

Рис. 2

2) Тарелки с разноцветными кружками (рис.3). Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется.

        Рис.3

   3) Коврик (рис.4 ). Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

    4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).

    5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с

« ковриком».

    6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе (рис.5).

 

Рис. 4

Рис. 5

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

   белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

   чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

  красный – возбуждает, раздражает;

  голубой -  ухудшает настроение;

  зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

  жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

  коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

    Изучив данные  о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

1. Упражнения для детей с избыточным весом.

1) ходьба с высоким подниманием коленей;

2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;                                                      

3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;                                                                                        

4) прыжки с хлопками над головой.

2. Упражнения для профилактики плоскостопия.            

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                  

3. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

  Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

     

5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

  Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

                                        лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

                                        голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

                                        руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

                                         ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

Точечный массаж – простая         

и безопасная терапия.

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

 точки на лице ( №1, №2,№3 ),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область .

6. Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

7. Упражнения для глаз.

  По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

  Вот некоторые элементы этой гимнастики:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  •  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
  •  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

 8. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто

«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

9. Использование на уроках сенсорного круга.

В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

10. «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый.  Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

  Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

                               Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски   текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

 Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

 После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Разбор слова по составу.

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень  -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными.  Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

  Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда.  « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

  Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

   Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово

«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

 Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

    Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

    « Колобок».

  Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

 « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

  Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика

Вставка 1. Задачи по анатомии.

  Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

  Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?

  Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.   350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

  Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

   Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

   Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

   Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

   Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

   Ответ: в 2 раза.

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные  растения твоего края.

 - Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

   Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными  заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.

   Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

  • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
  • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
  • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
  • создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
  • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

   Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

   Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы .  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

Литература

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  3. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.

Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.

  1. Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  2. Тукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград:

Учитель. 2005.

  1. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.