Внедрение метода рефлексии в практику начальной школы.

Смирнова Елена Георгиевна

В статье рассказывается о различных методах рефлексии учащихся в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_metoda_refleksii_v_praktiku_nachalnoy_shkoly.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение метода рефлексии в практику начальной школы.

Перед учителем начальных классов стоит задача организовать урок таким образом, чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности школьнику необходимо ощутить потребность в деятельности. Это происходит, когда ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он еще не знает. После этого он осознает свое незнание и формулирует его в виде учебной задачи. Таким образом, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Понимание способа действия позволяет обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины ошибок, соотносят результат выполнения задания с его целью. При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети получили на занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию, в ходе которой применяются различные рефлексивные технологии. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то, и другое невозможно без рефлексии.

Исходя из того, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, основная структурная единица учебной деятельности – учебная задача, на которую учащиеся могут выйти самостоятельно или в сотрудничестве после правильно организованного рефлексивного контроля прежнего способа действий, «старого» знания.

Современные технологии обучения требуют от учителя организации таких ситуаций на уроке, когда младшие школьники вначале совместно, а затем самостоятельно контролируют свои результаты, способы действий, соотнося их с эталонами или программными требованиями, после чего выходят на новую цель и задачи, производя на уроке целеполагание.

В соответствии с этим становится целесообразно осуществлять рефлексию уже в начале урока, когда ученики после демонстрации своих умений в применении изученного способа, алгоритма, правила оценивают уровень их освоения, соотнося свои действия с образцом, предъявленным учителем или составленным совместно.

Не только на начальном этапе урока, но и во время исследования нового учебного материала или в поиске нового знания учащиеся также могут выполнить рефлексивные действия, например:

- зарисовать или смоделировать новый способ решения, правило и т.д;

- составить алгоритм старого или нового способа действия;

- заполнить таблицу или кластер в соответствии с заданными критериями;

- соотнести свой способ, алгоритм, правило с образцовым, приведенным в учебнике или справочнике;

- осмыслить и оценить предпосылки, условия или результаты собственной деятельности (ссылка).

Данные операции нецелесообразно все выполнять на одном уроке, поэтому учитель организует их в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся, последовательно распределяя на разных уроках.

Разнообразные приемы рефлексии могут быть использованы в игровой части урока. Следует отметить, что младшие школьники с большим удовольствием включаются в их выполнение.

Например, первоклассникам предлагается:

  • выразить свое удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;
  • найти свое место на лестнице успеха сегодняшнего урока;
  • выбрать соответствующее определенному уровню понимания, умения или знания изображение (фигурку, цвет и т.п.);
  • высказать благодарность однокласснику, группе ребят за какое-либо действие или поступок;
  • определить уровень интереса, легкости выполнения заданий на шкале или соответствующим значком.

В последующих классах на заключительном этапе урока младшие школьники могут не только рефлексировать, но и оценивать свое участие в исследовании, в решении любой учебной задачи; определять уровень овладения материалом или способом действия; творчески выражать образ урока (словесно или в рисунке); определять и фиксировать динамику своего продвижения в учебе, прогресса в физическом здоровье, в духовном развитии.

В первом классе основным способом формирования рефлексии является анализ динамики своего восприятия окружающего мира. Происходит это в специально организованном пространстве – на «пятиминутках общения». Учитель стремится поставить ребенка в такую ситуацию, когда он должен осознавать свое собственное «Я», искать средства выразить себя (Что я понял о себе? Мои впечатления от вчерашнего дня? Что мне понравилось? Что не понравилось? Почему? Что я чувствовал?). Для того чтобы школьник мог выразить все свои чувства и эмоции учитель использует различные игровые приемы. Достаточно часто на уроках в начальной школе используется для данной цели сказочный герой, например, сегодня в наш класс заглянул инопланетянин. Какими он нас увидел? (фигурка рисуется или используется кукла). Какими были наши лица? Выражение лица? Наши позы? О чем они говорят?

По мнению А.В.Хуторского, организация рефлексии учащихся на уроке должна быть пошаговой:

  1. Остановка предметной деятельности. Для проведения рефлексии необходимо приостановить или завершить выполняемую деятельность – математическую, физическую, художественную и иную.
  2. Восстановление последовательности выполненных действий. Необходимость устно или письменно описать все, что сделано на данный момент.
  3. Осмысление составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
  4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выделено несколько: предметная продукция деятельности – то есть идеи, предположения, ответы на вопросы и так далее; способы, которые использовались в ходе той или иной деятельности; общее состояние – то есть эмоциональные ощущения; личностная динамика – что изменилось в самом учащемся после проделанной работы.

При введении элементов рефлексии в учебный процесс учитель сталкивается с проблемой, состоящей в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. В связи с этим обучение рефлексии необходимо начинать уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Одним из способов адекватной самооценки учебных достижений младшего школьника может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Но для этого необходимо учитывать необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, соблюдать некоторую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия содержания учебной деятельности;

- рефлексия результатов учебной деятельности.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Дерево чувств», «Корзинка», «разноцветье», «музыкальный фрагмент», «Мой город», «Лесенка настроения» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии. Данные приемы можно использовать как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.

Рефлексия содержания учебного материала требует учета специфики изучения отдельного предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Незаконченное предложение», «Лист обратной связи», «Плюс-минус-интересно», «Я не знал – теперь я знаю» и др.), можно применять приемы «Строим дом», «Книжка-раскраска», «Лесенка затруднений», «Кирпичики».

Школьник, научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, гораздо легче переходит к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе становления личности младшего школьника.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов, таких как «Графическая рефлексия», «Полянка», «Украсим торт» - и переходит к более сложным, таким, как «Синквейн», «Кластер», «Аргумент», «Разговор на бумаге», «Точка зрения», «Карта активности» и др.

Умение оценивать результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от ее содержания, позволяет научить младшего школьника панировать свою деятельность и выстраивать программу саморазвития и самоконтроля. Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений, достаточно широко известны. К таким относятся «Диаграмма успешности», «Оценочная лесенка», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Таким образом, рефлексия учебной деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с помощью рефлексивных упражнений осмысливают свои методы, приемы и средства работы с учебным материалом. То есть школьники сами участвую в повышении эффективности учебного процесса.

В начальной школе очень распространены рефлексивные вопросы, которые построены по принципу незаконченного предложения. Такие вопросы в основном предлагаются в конце учебного занятия. Проведение рефлексии в конце учебного действия или в конце учебного занятия дает возможность каждому, и учителю и ученику, осознать полезность произошедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных способов и приемов познания нуждаются в совершенствовании. Следует отметить, что с рефлексивного упражнения урок может и начинаться. К примеру, учитель напоминает известную мудрость о том, что в одну реку нельзя войти дважды, а значит, сегодня мы встретились не такими, какими расстались на прошлом уроке: что-то переосмыслялось, какие-то новые мысли пришли в голову. Поочередно каждому желающему ученику предлагается кратко ответить на такие вопросы: что происходило на прошлом уроке? На чем мы остановились?

Важным является и то, что на уроке может оценивать не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, обязательно проводится рефлексия. Школьники должны оценивать эффективность коллективной работы. Чтобы рефлексия показала более честные мнения, ее можно провести в форме анкетирования. После этого учитель может проанализировать результат и подкорректировать работу на следующих этапах урока.

Важным является то, что рефлексия учебной деятельности может осуществляться не только в конце или начале урока, но и на каждом его этапе.