Участие в образовательном проекте "Культурный рюкзак"

Диденко Елена Валерьевна

Образовательный проект «Культурный рюкзак»

Наш образовательный проект основан на совместном проекте министерства культуры и министерства образования Архангельской области. Но на самом деле работа началась намного раньше. Когда появился проект министерства культуры, мы влились в реализацию этого проекта, дополнив его своими мероприятиями в рамках нашей воспитательной системы.

В ходе проекта организуется совместное посещение учреждений культуры в рамках единой программы культурных мероприятий (экскурсий, выставок, концертных программ и спектаклей). Посещение каждого отдельного мероприятия осуществляется по льготной цене. Сотрудник учреждения ставит отметку в дневник класса. По окончании проекта классный руководитель предоставляет заполненный дневник в оргкомитет для оценки жюри. Победители проекта получают призы и награды.

Цели проекта:

Приобщение к культурному наследию Поморья, привитие интереса к  традициям и искусству, развитие эстетического вкуса,  расширение кругозора.

Задачи:

·        формировать общую культуру обучающихся;

·        создавать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;

·        создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития обучающихся;

·        расширить кругозор обучающихся: познакомить с культурными объектами города, их назначением;

·        содействовать развитию интереса к различным видам театрального искусства;

·        способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.

Срок исполнения проекта:

сентябрь 2017– май 2018 г.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью организации единого культурного пространства для школьников; повышения роли культуры и искусства в сфере образования; потребности в широкой доступности культурных мероприятий для школьников.

Проект предполагает:

Проведение совместных мероприятий с музеями, библиотеками, Архангельским театром Драмы имени М.В.Ломоносова.

Прогнозируемые результаты:

Участники проекта получат возможность осознать в процессе деятельности значимость культурного наследия Поморья, приобщиться к мировой и традиционной культуре, что будет способствовать развитию интереса к северным традициям и искусству.

Этапы реализации проекта

1 этап – проектный

  • Знакомство учащихся с идеями проекта «Культурный рюкзак».
  • Планирование работы.

2 этап – практический

  • Организация экскурсий, занятий по выбранным темам.

3 этап – рефлексивно-обобщающий

  • Обобщение результатов проектной деятельности.
  • Определение перспектив развития.

Работа с каждым культурным объектом строится в три этапа: предварительная работа, мероприятие, рефлексия.

1.Первым местом нашего посещения стала библиотека имени Аркадия Петровича Гайдара. Нас ожидал литературно – игровой час «Великаны и лилипуты». Была проведена предварительная работа. Дети прочитали произведение Джонатана Свифта «Приключение Гулливера». Посмотрели отрывки кинофильмов. В качестве рефлексии была проведена викторина по произведению.

2. Ещё один вклад в «Культурный рюкзак» от Приморского района – замечательный музей народных промыслов и ремёсел Приморья п.Уемский. На базе музея проводилась районная краеведческая игра «Знатоки Приморья».

На предварительном этапе дети готовились к игре, изучали географию, историю родного края, знакомились с выдающимися земляками. Побывали на экскурсии в музее, которую провёл замечательный экскурсовод Горшков Олег Евгеньевич. Инсценировали сказку Степана Писахова «Перепелиха». Смотрели мультфильмы северных писателей.

В итоге, команда Катунинской школы проявила все свои знания и заняла 2 место в районе.

3. В этом году мы поучаствовали во Всероссийских Х Бианковских чтениях. Несмотря на то, что Виталий Валентинович Бианки не северный писатель, дети при подготовке к этому мероприятию уделили большое внимание красоте родного края. Сделали фотографии, поделки из природного материала, рисовали рисунки по произведениям Бианки. Само мероприятие прошло очень интересно: дети участвовали в работе разных секций и выступали с отчётом о проделанной работе. В качестве результата «Приз зрительских симпатий» достался Железко Кириллу с поделкой из природных материалов «Птицы».

4. Открытием для обучающихся стала встреча с ансамблем народной музыки «Антари Поморья» с концертно – игровой программой «Сказы о Писахове». В качестве рефлексии дети написали отзывы о проведённом мероприятии.

5. Но самые интересные открытия и приключения ожидают нас впереди, потому что в проекте «Культурный рюкзак» нами запланировано различные культурные мероприятия. Например, «Архангельский театр Драмы имени М.В.Ломоносова» предложил экскурсию «Тайны закулисья».

Мы начали готовиться и провели мероприятие «Шляпная вечеринка», к которой каждый приготовил свой театральный атрибут. После посещения театра мы планируем на уроках технологии изготовить из бумаги  костюмы разных эпох.

6. Музей изобразительных искусств предложил игру «Что такое стрит – арт?». Для начала я предложу детям пофантазировать на данную тему, предположить «Что такое стрит-арт?», найти информацию в Интернете, в библиотеке. После посещения музея проведу конкурс рисунков на заданную тему. Возможно, я буду вести переговоры с директором по художественному оформлению стен нашей школы.

7. Музей изобразительных искусств предлагает интерактивное занятие «Михаил Васильевич Ломоносов – наш великий земляк» (жизнь и деятельность М.В.Ломоносова; также будет проведена экскурсия и творческая мастерская «Резное кружево Холмогор» и виртуальное посещение российской столицы времён Ломоносова «Петербург вымышленный и реальный».

В качестве предварительной работы будет использована рабочая тетрадь и хрестоматия Русского Севера «Морянка». А в качестве рефлексии нарисовать эскиз холмогорской резьбы.

8. Я уверена, что детям понравится запланированное интерактивное игровое занятие «Арктические просторы»(приключенческая игра для любознательных) в музее Александра Алексеевича Борисова. Для достижения культурного эффекта к этому мероприятию запланирована предварительная и итоговая работа.

9. А в другой кармашек нашего рюкзака мы положим знакомство с усадебным домом Екатерины Кирилловны Плотниковой, где нас ждёт игра – путешествие по заповедной территории старого Архангельска. Свои впечатления дети смогут выразить в сочинении под названием «Самое загадочное место Архангельска».

10. А в мае наш и так тяжёлый рюкзак пополнит квест «Тайна старинного свитка». Перед этим дети могут проявить себя в квесте под названием «Катунино – загадка». А итогом будет создание в группах собственных квестов для проведения в детских садах и младших классах.

11. Заключительным этапом будет организация праздника «Что в рюкзаке моём?». У детей будет возможность вспомнить интересные моменты поездок, составить фотоколлаж. Определиться, на какие мероприятия хотелось бы съездить в следующем году. Наш заполненный дневник поедет в оргкомитет для оценки жюри. Даже если мы не станем победителями, у нас останется самое главное – багаж знаний.